Из детдома — в барак

По документам у Саши Дамм есть жильё, а по факту после окончания обучения она может остаться на улице. Фото: Александр Галковский

По документам у Саши Дамм есть жильё, а по факту после окончания обучения она может остаться на улице. Фото: Александр Галковский

Нижнетагильской студентке Александре Дамм после окончания колледжа некуда возвращаться. Она жила в детдоме, потом — в студенческом общежитии, которое этим летом должна покинуть. Девушку исключили из очереди на получение жилья для детей, оставшихся без попечения родителей, в которой она стояла три года. После проверки органов опеки выяснилось, что Александра зарегистрирована в квартире матери в посёлке Синегорском, но за годы отсутствия Александры барак пришёл в полную негодность.

Фото: Галина Соколова

За 13 лет, что Александра Дамм провела в детдоме, дом барачного типа, находящийся в муниципальной собственности, пришёл в негодность: провисла крыша, провалились полы, деформировались стены и оконные блоки. Ни эти разрушения, ни плесень на стенах маму Александры не беспокоили. Она четыре раза была лишена родительских прав и не платила детям ни копейки алиментов.

— Будучи воспитанницей государственного учреждения, Александра Дамм в 2014 году была поставлена на учёт как нуждающаяся в жилом помещении. К концу 2016 года она стояла 102-й в очереди на получение квартиры от специализированного жилищного фонда Свердловской области, — сообщила «ОГ» директор Южаковского детдома Ирина Будяк.

Однако в начале этого года органы опеки выяснили, что Саша зарегистрирована в квартире матери. Площадь квартиры 45,5 квадратных метра, прописаны в ней три человека — Александра, её мама и брат, а значит, государственное жильё девушке не положено. В этом году Александра закончит училище и будет выселена из общежития.

Саша навестила маму в Синегорском и посмотрела на дом. Впечатление от увиденной разрухи было настолько сильным, что девушка обратилась в администрацию Горноуральского ГО с просьбой признать помещение аварийным. Чтобы не быть голословной, заявительница заказала экспертизу в организации «Технологическая и строительная продукция». Эксперты обследовали отчий дом Александры Дамм и выдали заключение: помещение непригодно для проживания.

Межведомственная комиссия под председательством заместителя главы администрации Горноуральского городского округа по ЖКХ Андрея Гебеня не стала выезжать на место, но выводам экспертов не поверила. В ответе Александре сообщили, что не нашли оснований для признания помещения непригодным для проживания.

— Представитель выпускницы детского дома представила на заседании комиссии документы с серьёзными ошибками. В частности, была проведена экспертиза не всего двухквартирного дома, а одной квартиры. Мы же можем признавать непригодным для проживания только дом. Заявительнице рекомендовали оспаривать решение министерства соцполитики об утрате ею права на получение жилья, — пояснил Андрей Гебень.

Теперь выпускница детдома намерена искать защиты в прокуратуре и у уполномоченного по правам человека Татьяны Мерзляковой.

Проблема девушки вовсе не единичный случай. Из-за пробелов в законодательстве и отсутствия контроля за сохранностью жилья, закреплённого за социальными сиротами, воспитанникам детдома после выпускного подчас некуда идти. Крыша над головой у них есть лишь на бумаге.

Кстати

Месяц назад Нижний Тагил взбудоражило сообщение, что две сестры после детдома были направлены на жительство в квартиру в посёлке Сухоложский, которая за годы их отсутствия превратилась в развалину, а на девушек чуть было не повесили огромный коммунальный долг. А в горноуральской деревне Большие Галашки летом живут дачники, а на зиму остаются староста поселения и два выпускника нижнетагильского детдома. По словам молодых людей, они после девятого класса вернулись домой, но жить там не смогли из-за холода и опасности обрушения. В итоге выбрали крепкий брошенный дом в пустой деревне и поселились в нём.

  • Опубликовано в №65 от 14.04.2017 
Областная газета Свердловской области