«ОГ» нашла на Урале родственников Киркорова

Манионы. В верхнем ряду первый слева — Борис,  второй слева — Виктор. Фото 20-х годов XX века. Фото: «СОВЕТСКАЯ ЭСТРАДА И ЦИРК», 1969, № 1

Манионы. В верхнем ряду первый слева — Борис, второй слева — Виктор. Фото 20-х годов XX века. Фото: «СОВЕТСКАЯ ЭСТРАДА И ЦИРК», 1969, № 1

Две недели назад всю Россию облетела информация о том, что в Екатеринбурге найдена могила знаменитого в своё время клоуна и акробата Виктора Маниона, которого СМИ назвали прадедом сегодняшней поп-звезды Филиппа Киркорова. Рассказывая эту историю, мы в номере за 15 ноября предположили, что в Екатеринбурге у циркового артиста могут быть потомки. И мы не ошиблись.

При обсуждении вышедшего материала на редакционной планёрке один из сотрудников «ОГ» вспомнил, что у него есть знакомый по фамилии Манион. Мы позвонили ему... Глеб Манион, системный администратор екатеринбургской компании «Реал-медиа», действительно оказался родственником Виктора Маниона!

— Это мой дядя, — рассказал нам Глеб Борисович. — О его могиле на Ивановском кладбище я, конечно, знал. Он умер, когда мне был всего один годик. Это было перед войной. Но лет через двадцать кладбище было уже довольно запущенным, и найти дорогу к его могиле я не смог...

О дяде я знаю от отца, который тоже был цирковым артистом. Они выступали в дуэте: дядя Виктор — в образе Белого клоуна, а отец — в образе Рыжего. Успехом пользовались на уровне Карандаша (Михаил Румянцев — суперпопулярный в СССР клоун. — Прим. «ОГ»).

— Как ваши родители оказались в Свердловске?

— Итальянцы Труцци, в труппе которых старший Манион приехал в Россию, в конечном итоге сделали Екатеринбург своей штаб-квартирой, открыли здесь стационарный цирк... А мама пела в Свердловской музкомедии.

Когда дядя Виктор умер, его группа распалась, но отец создал новый коллектив, в котором стала работать и мама. Папа выступал с акробатическими номерами и клоунадой, а мама — с трансформацией. Знаете, что это такое? Это эстрадные номера с переодеваниями. Они гастролировали по всей стране.

— А сами вы почему в цирковые не пошли?

— Папа очень не хотел, чтобы мы с братом Борисом стали цирковыми артистами. В детстве мы помимо обычной учились в музыкальной школе — на углу улиц Ленина и Сакко и Ванцетти. И иногда родители брали нас с собой на гастроли, где мы выступали в некоторых номерах, играя на скрипках. А в 1949 году, когда я пошёл в четвёртый класс, отец прекратил выступать, и гастроли закончились.

— Чем потом занимались ваши родители?

— Мама ещё некоторое время в кукольном театре работала, потом шитьём занималась и даже пела в церковном хоре. А отец работал тренером по акробатике в разных вузах Свердловска. Начинал, кажется, в Мединституте, потом в Горный перешёл, а последние 10 лет в УПИ работал.

— Другие Манионы в Свердловске жили?

— Вдова дяди Виктора —тётя Мура (Мария.Прим. «ОГ») — до 1942 года трудилась в нашей филармонии, а в 1942-м вновь вышла замуж и переехала в Москву. Младший брат Александр тоже работал в Свердловской филармонии — администратором. Он скончался где-то в 1970-х годах.

— Что вам известно о связях с семьёй Киркоровых?

— Сын дяди Вити и тёти Муры Валентин, после того как переехал в столицу, женился на Лидии Лихачёвой, у которой от первого брака была дочь Виктория. Так Виктория стала Манион. Позднее она вышла замуж за Бедроса Киркорова.

Досье "ОГ"

Это сейчас многие деятели искусств считают, что главные центры мировой художественной жизни — это Европа и США, и чтобы добиться успеха, надо ехать туда. А в конце ХIX века ситуация была обратной: в поисках работы и достойного заработка европейцы стремились попасть в Россию. Одним из таких заезжих гастролёров был цирковой наездник Альфонс Манион. Его обычно называют французом, но это неверно: на самом деле он был франкоговорящим бельгийцем — родился в Льеже.

В России Альфонс выступал сначала как наёмный артист, но потом женился на русской танцовщице на лошадях Евдокии Шпеньковой, нарожал с ней 9 детей и, когда они подросли, создал из них семейную труппу. Несмотря на то, что оба родителя работали с лошадьми, дети выбрали себе другую специализацию — акробатика, музыкальная эксцентрика, клоунада.

Расцвет популярности Манионов пришёлся на первые десятилетия советской власти. Родители к тому времени уже умерли, и делом руководил второй по старшинству сын Виктор. Его клоунский дуэт с братом Борисом был главной изюминкой семейной программы (на афишах их рекламировали так: «Братья Альфонсо — профессора смеха»).

Виктор скончался в 1940 году в возрасте 47 лет. После этого его братья и сёстры начали самостоятельную карьеру. Сейчас в цирке фамилию Манион не объявляют.

Подготовил Владимир ВАСИЛЬЕВ

  • Опубликовано в №221 от 28.11.2017 
Областная газета Свердловской области