Самые страшные названия мест в Свердловской области

Скалы Чёртово городище

Скалы Чёртово городище не отпугивают, а привлекают туристов своим мистическим названием. Фото: Ирина Донец

Васильев вечер (вечер 13 января) в народе считается самым подходящим временем для святочных гаданий. По народному поверью в это время особенно активизируется нечистая сила, помогающая людям заглядывать в будущее. Во время Святок нельзя поминать чёрта — может и заявиться. Но есть на Среднем Урале места, где черти навечно поселились в названиях рек, гор и даже селений.

Обычно люди не называют свои сёла пугающими именами, но бывают исключения. Например, по одной из версий название села Шурала под Невьянском происходит от татарского «шурале». Это такой длинноногий лесной дух, вроде русского лешего.

Леденят кровь несведущим туристам многие названия посёлков и деревень: Крюк, Дырина, Заболотье, Чёрная Речка и Черноисточинск. Есть среди деревень с недобрыми названиями много покинутых. Например, на реке Салде есть Злыгостева без жителей. Такие же опустевшие улицы встретят вас и в Злыгостевой на Ляле. Лишь развалины остались и от посёлка Горельского в Невьянском ГО. Он был назван не из-за бушевавших там пожаров, а по имени соседней речки Горелки.

Некоторые населённые пункты сменили неблагозвучное название. Под Красноуфимском есть большая деревня Калиновка, которую старожилы называют её иначе – Живодёркова. Первое имя селение получило в честь речки Живодёркова, притока Уфы.

А возле Нижнего Тагила есть село Николо-Павловское. Это его официальное название, а жители зачастую пользуются первым именем — Шайтанка. Их нисколько не смущает, что «шайтанка» в переводе с тюрского — чёртовка, Разумеется, первые жители не были поклонниками нечисти, а назвали селение в честь пробегавшей мимо речки. Та получила имечко за характер. Летом николопавловская Шайтанка тиха и скромна — её курица вброд переходит. Зато по весне шумит и разливается так, что подтапливает дворы.

Рек с плохим характером на Среднем Урале хватает, поэтому кроме этой, в регионе есть ещё две Шайтанки и один Шайтан.

Такое же чертовски запоминающееся название имеют и горы. Шайтаном назвали аж две прибрежные скалы на Чусовой. Есть на реке и боец по имени Могильный. Видимо, не один сплавщик нашёл смерть у его подножия.

Кстати, кладбищенская тема в горной топонимике весьма распространена. Например, неподалёку от реки Серебряной есть гора Кокуй. По всей европейской России одно из значений слова «кокуй» — «кладбище». Считается, что название гора получила от дружины Ермака. О зловещей обстановке, царящей в этих местах, написал Алексей Иванов в романе «Золото бунта»:

«Путник свалился в низину, загроможденную лесобоем. Сквозь ломаный и плельный лес он вдруг вывел на сухую гору Кокуй. На вершине Кокуя, как серые зубы, ещё торчали из земли столбы священных вогульских чамий. Здесь в избушках на курьих ножках много веков спали деревянные вогульские мертвецы придорожного кладбища — кокуя. Совсем нехорошее, лешачье место…«- пишет автор.

Кокую полагался персональный леший, который следил здесь за порядком. В частности, наступив на серую полевую мышь, путник терял дорогу и пропадал.

Такую же недобрую славу имеет гора Приполярного Урала Холат Сяхыл — в переводе с языка манси — гора Мертвецов. Опытные туристы не называют маршрут к ней сложным, но много людей ушли здесь из жизни при необъяснимых и мистических обстоятельствах. Легенды говорят, что в древние времена на этой горе была пролита кровь девяти манси. А 1 февраля 1959 года у её подножия погибает группа Дятлова. И это не последние жертвы горы Мертвецов: там гибли геологи, происходили авиакатастрофы…

Впрочем, чтобы окунуться в атмосферу мистики, не обязательно шагать в лесные дебри. Всего в шести километрах от посёлка Исеть есть величественные скалы — Чёртово городище. Рядом с зубчатой грядой гранитных башен-останцев, по признанию многих путешественников, возникает чувство подавленности. Каменная стена выглядит так, словно была создана сверхъестественными силами. Среди коренных народов здешних мест она была пристанищем шаманов.

Там, где когда-то совершались магические обряды, теперь ходят толпы туристов.

— Мы можем предложить любителям мистики побывать в гостях у нейвинского шамана, узнать о ведьмах и русалках села Вознесенского, посетить дольмены и другие места силы, — рассказала ОГ директор тагильской турфирмы «Городища» Наталья Гурьева.

Если верить в народные легенды, на время святок территория власти сверхъестественного расширяется, и нечистая сила может проникнуть прямо в наш дом. Так что будем осторожнее и вслед за нашими предками наложим табу на фразы «Чёрт возьми!» или «Чтоб тебя леший унёс!»

Областная газета Свердловской области