Таксисты–нелегалы продолжают «бомбить» по Среднему Уралу

такси, требуются водители

За первое полугодие 2019 года объём легального рынка такси в России вырос всего на 5,6 процента, тогда как доля нелегальных поездок увеличилась более чем на 16 процентов. Фото: Алексей Кунилов

Свердловская область попала в антирейтинг Аналитического центра при Правительстве РФ по обеспеченности легальным такси для жителей – по данным центра, на каждую тысячу человек в регионе приходится в среднем 1,1 такси. Это самый низкий результат среди регионов УрФО, на столько же мало обеспечены легальным такси только жители Курганской области. Кроме того, доля нелегальных такси в Свердловской области остаётся крайне высокой — более 75 процентов, сообщается в исследовании.

Резкий рост рынка легализации такси, произошедший в предыдущие годы на фоне появления агрегаторов такси, снижения стоимости поездки и увеличения численности пассажиров, подходит к концу, констатируют авторы исследования.

В отличие от легального, нелегальный рынок такси показывает резкий рост. Его объём в денежном выражении вырос на 35 процентов – c 75 млрд рублей в 2017 году до 101 млрд рублей в 2019 году. Это не менее 12 процентов от общего объёма рынка такси. Несмотря на очевидный рост частоты использования такси населением, число выданных разрешений на таксомоторную деятельность в 2018 году упало на 8 процентов в сравнении с 2017-м и так и не восстановилось в 2019 году, составив 441 тысячу разрешений против 467 тысяч на 2017 год. Доля нелегальных поездок составляет порядка 16 процентов по России.

В частности, по данным Росстата, в УрФО в 2019 году действует всего 23 тысячи разрешений. По этому показателю округ занимает предпоследнее место среди федеральных округов.

Отметим, что в 21 регионе РФ доля нелегальных поездок превышает 25 процентов. А в 13 регионах более 50 процентов поездок на такси совершаются водителями без разрешений на таксомоторные перевозки.

Представитель Общественного совета по развитию такси в регионах России по УрФО Владимир Герасименко также отмечает, что, к большому сожалению, и в нашем регионе очень много нелегальных извозчиков. Например, на железнодорожном вокзале около 80 процентов таксистов работает «в серую».

– Мы долго давали «бомбилам» время на то, чтобы они вышли из тени. Раздавали специальные памятки. Очень многие легализовались, в том числе те, которые возят пассажиров от аэропортов и вокзалов. Когда водитель в первый раз нарушает закон, мы выносим предупреждение. Даём время, чтобы шофёр исправился. К тем, кто попадается повторно без соответствующего разрешения, уже применяются более жёсткие санкции, так как речь идёт о безопасности граждан, – пояснил «Облгазете» Владимир Герасименко. – В статье 14.1 Кодекса об административных правонарушениях есть пункт, по которому органы вправе отобрать транспортное средство как орудие незаконной предпринимательской деятельности у таксистов-нелегалов. Этим правом, кстати, очень хорошо пользуются в Краснодарском крае – в прошлом году на штрафплощадку поставили около 500 автомобилей.

Он также призвал всех, кто пользуется услугами такси, спрашивать, есть ли у водителя разрешение. Оно выдаётся на 5 лет, и чтобы его получить, водитель должен быть зарегистрирован как индивидуальный предприниматель или юрлицо.

Как пояснили в Аналитическом центре, вероятной причиной является уход таксопарков от налогов путём оформления сотрудников как индивидуальных предпринимателей. В ряде регионов число ИП, для которых основным видом деятельности являются таксомоторные перевозки, значимо превышает число разрешений, выданных ИП. Возглавляет ТОП-10 этого списка Республика Калмыкия, где таксистов-ИП в 2,6 раза больше (165 процентов), чем выданных им разрешений. Замыкает рейтинг Свердловская область с двухпроцентным превышением от числа выданных разрешений.

Как уже писала «Облгазета», одним из вариантов вывода рынка из тени, в частности, может стать новый налоговый статус самозанятых. Сейчас он в тестовом режиме доступен жителям в четырёх регионах России. Совет Федерации предлагает распространить опыт по взиманию налога на самозанятых на всю страну уже с 2020 года.

Сейчас такси всё больше выполняет роль общественного транспорта, особенно в малых городах. Чем хуже развит общественный транспорт, тем больше доля пользующихся такси. Так, по данным Росстата, в городах с населением менее 50 тыс. человек доля населения, для которого при сбоях в работе общественного транспорта единственной альтернативой является такси или частный извоз, составляет 45,7 процента, тогда как в городах-миллионниках она не превышает 15,5 процента.

ЦИФРЫ

Уральский федеральный округ входит в тройку федеральных округов с самой низкой обеспеченностью такси – 1,8 на 1000 человек. Меньше показатель только у Северо-Кавказского ФО (1,3) и Сибири (1,6). Количество легальных такси на Урале сокращается уже второй год. В 2018 году показатель составлял примерно два лицензированных водителя на 1000 пассажиров, в 2017 году их было в полтора раза больше, чем сейчас (2,5 водителя на тысячу человек).

В других федеральных округах, кроме Сибирского, по итогам полугодия минимальное значение по обеспеченности такси ещё ниже, чем в Свердловской области: в Вологодской области (СЗФО) — 0,9 на 1000 человек, в Тверской области (ЦФО), в Республике Калмыкия (ЮФО) и в Еврейской АО (ДФО) — 0,6, в Пермском крае (ПФО) — 0,8 и в Республике Ингушетия и Республике Дагестан (СКФО) — 0,9.

Самый высокий уровень обеспеченности в УрФО у Тюменской области – 4,8 выданных разрешения на вождение такси на каждую 1000 человек. В России лидерами стали Республика Удмуртия (ПФО, 9,1), Ростовская область (ЮФО, 8,2) и Чукотский АО (ДФО, 5,3).

  • Опубликовано в №189 от 16.10.2019 
Областная газета Свердловской области