Областная Ассоциация патриотических отрядов «Возвращение» на днях отметила 30-летие поисковых работ.

Свердловская Ассоциация патриотических отрядов «Возвращение»

Свердловская Ассоциация патриотических отрядов «Возвращение» отметила 30 лет со дня создания. Фото: Павел Ворожцов

Областной Ассоциации патриотических отрядов «Возвращение» вчера исполнилось 30 лет. Отметить эту дату приехали в Екатеринбург представители почти всех взрослых и детских 58 отрядов и 30 архивных групп. Сегодня поисковики не только ведут раскопки на местах боёв. Они ищут данные о погибших и пропавших без вести в годы войны бойцах и офицерах в архивах, по боевым донесениям и журналам учёта военных действий. О том, как проводится поисковая работа, как зародилось это патриотическое движение – наш разговор с заместителем председателя Ассоциации Татьяной ХАРДИНОЙ.

От «Красных следопытов»

Истоки появления поискового движения уходят в 60-е годы прошлого столетия, когда появились отряды «Красных следопытов». Их инициировали фронтовики, которым покоя не давало, что имена их боевых товарищей канули в безвестность. «Красные следопыты» вели раскопки в местах ожесточённых боёв, чтобы потом достойно перезахоронить останки погибших. Со временем это оформилось во всероссийское поисковое движение. Свердловские поисковые отряды объединились в ассоциацию 30 лет назад. Центральным событием юбилейных торжеств стало «Вручение судьбы» родственнице красноармейца, который до сих пор числился пропавшим без вести. Теперь она знает точное место захоронения воевавшего дяди.

– С чего начинается поиск?

– Как правило – с раскопок. Большая удача, если на поле боя найдётся хоть один медальон с заполненными данными о бойце и его воинской части, по нему можно установить имена его тридцати сослуживцев. Солдаты не любили их заполнять – было поверье, что как заполнишь, так сразу убьют. Эти эбонитовые капсулы так и называли – «медальон смерти».

Поисковики невьянского отряда «Держава»
Поисковики невьянского отряда «Держава» нашли на месте крушения самолёта под Нижним Тагилом орден Ленина. Фото: Наталья Попова

– На этот раз вы выяснили судьбу бойца по просьбе родственников?

– В 2016 году мы впервые попробовали принимать заявки во время торжеств 9 Мая, назвали эту акцию «Вспомним всех поимённо». Сейчас проводим её каждый год и уже не только в Екатеринбурге, но и в других городах области. Замысел был – при помощи открытых источников, работающих в Интернете, находить воинский путь солдат. Но за первый же год мы приняли около 300 заявок, за второй – ещё 500 заявок. Две пожилые женщины попросили узнать судьбу своего пропавшего без вести брата Горностаева Ивана Васильевича. Он призывался из Омска, сёстры его давно стали свердловчанками.

Этим поиском занимался отряд «Ровесник» Октябрьского района Екатеринбурга, конкретно – Алёна Щербакова и Елена Суетина. Им удалось установить, что красноармеец штаба 24-й отдельной стрелковой бригады Горностаев погиб 8 августа 1942 года неподалёку от села Кириши Ленинградской области. Там шли тяжелейшие бои. Похоронен у мемориала Памяти Павших, который обозначен четырьмя стелами в форме склонённых в скорби знамён. Вечный огонь возле него зажжён от огня на Пискарёвском кладбище в Санкт-Петербурге. Здесь захоронены 8 412 краснаармейцев и командиров, 209 человек из них до сих пор не установлены. Горностаева мы установили, стало быть, остались неизвестными уже 208 человек. Копии обнаруженных документов мы отправили в местный военкомат и военком заверил, что фамилия Горностаева теперь тоже увековечена. И копии этих найденных документов мы вручили племяннице Ивана Горностаева Елене Нероевой из Екатеринбурга.

Это только одна история, а за год мы устанавливаем около ста судеб и вручаем документы родственникам, которых тоже бывает непросто найти.

Вручение судьбы скрасноармейца Горностаева его племяннице Елене Нероевой
Заместитель председателя Ассоциации «Возвращение» вручает племяннице красноармейца Горностаева Елене Нероевой копии найденных документов Фото: Наталья Попова

Кто становится поисковиком?

– Скажите, вот поисковики нашли неизвестную братскую могилу, обнаружили останки. Уральцев в первую очередь интересуют земляки, а куда отправляют информацию о других погибших?

– У нас есть Всероссийский информационный центр в Казани, вся полученная информация уходит туда. Этой базой и мы пользуемся. Более того, если поисковики находят останки немецкого солдата, они сообщают об этом в организацию «Военные мемориалы», оттуда приезжает представитель, забирает останки и их перезахоранивают на ближайшем немецком кладбище. Так же поступают и с солдатами стран-союзников Германии. Вообще, работа с останками не для слабонервных, конечно. В отрядах есть даже специальные баннеры с изображением человеческого скелета. Всё найденное раскладывается по нему, а потом помещается в специальный контейнер для перезахоронения. Нехорошо, если будет просто груда неизвестно чьих костей.

– Большая, серьёзная работа и денег на неё наверняка требуется немало. Как организовано финансирование?

– Мы организация общественная, поэтому делаем заявки на гранты президентские и областные, есть ещё субсидии через областные министерства, но там суммы небольшие. А затрат действительно немало. Мы оплачиваем проезд, закупаем туристическое снаряжение, продовольствие, специальное оборудование – металлоискатели, навигаторы с системой GPS, радиостанции и много чего ещё, всё раздаём по отрядам. Чаще всего отряды на раскопках живут в палатках. Зарплат, понятно, у поисковиков нет.

– Есть отряды взрослые и детские. Поисковики – кто они? Какова география поисков?

– Чисто взрослых отрядов немного. Взрослые – это те, кто вырос в нашем движении, в основном руководители отрядов – учителя, историки, сотрудники музеев, как женщины, так и мужчины. А детские отряды состоят по большей части из старшеклассников, начиная с 14 лет. И все, конечно, настоящие энтузиасты. Ездят отряды во все фронтовые области, у каждого из них – свой ареал: они уже знают местность, есть контакты с местными властями, правоохранительными органами. Ведь иногда и оружие находят, случаются и конфликты с «чёрными копателями». И знаете, у женщин и мужчин разные представления о поисковой работе. Женщинам важнее воспитательная работа с детьми-поисковиками, а мужчин больше интересуют всякие раритеты как возможные будущие музейные экспонаты. Но всё это побочное, а главное – найти, установить имя и выяснить судьбу каждого неизвестного солдата Великой Отечественной войны.

Кстати

Есть ещё один классический пример работы поисковиков, о котором подробно рассказывала «Областная газета» (см. номер за 19 августа 2017 года). В 2015 году под Нижним Тагилом в лесу были обнаружены обломки самолёта явно времён войны. Никаких данных об этом полёте найти не удалось. Но в 2017 году поисковики, буквально просеивая землю, обнаружили там орден Ленина. По номеру через наградной отдел администрации президента выяснили, что им награждён директор Воронежского авиастроительного завода Матвей Шенкман. Он летел в Нижний Тагил, но самолёт врезался в скалу Старик-камень.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №225 от 06.12.2019 
Областная газета Свердловской области