Щит для страны

УЭХК

Решение советского руководства включить «территорию в районе железнодорожной станции Верх-Нейвинск» в атомный проектстало решающим в судьбе Новоуральска и целой страны. Фото: из архива УЭХК

29 августа 1949 года на Семипалатинском ядерном полигоне в Казахстане прошли испытания первой отечественной атомной бомбы – РДС-1. Этот день полностью изменил геополитический расклад на планете. Ядерная монополия США была разрушена, в мире появилась ещё одна ядерная держава – Советский Союз, и с этого момента начался процесс достижения стратегического равновесия между двумя странами. На слуху несколько фамилий тех, кто ковал ядерный щит нашей страны. Первые в списке, конечно, – руководитель проекта Игорь Курчатов и главный конструктор атомной бомбы Юлий Харитон. Но над тем, чтобы это событие стало возможным, несколько лет работали ещё сотни тысяч специалистов-физиков всей страны. Внёс в него свою лепту и Новоуральск.

«Построить завод – за 10 месяцев»

Июль 1945 года. США проводят первые в мире испытания атомной бомбы, а 6 и 9 августа  сбрасывают атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки. Перед Советским Союзом, который ещё не успел оправиться от ран Великой Отечественной, встаёт необходимость в кратчайшие сроки создать новый противовес. 20 августа 1945 года Иосиф Сталин подписывает постановление Государственного комитета обороны СССР № 9887, которым придал атомному проекту высший государственный приоритет. За четыре года по этому проекту приняли больше тысячи постановлений и распоряжений.

В их числе было постановление Совета Народных Комиссаров о строительстве в Свердловской области, в районе железнодорожной станции Верх-Нейвинск первого в стране газодиффузионного завода по производству обогащённого урана для атомной бомбы. Выбор места для будущего строительства завода, как объяснили «Облгазете» в отделе по связям с общественностью УЭХК, был определён, во-первых, значительной удалённостью от внешних границ страны, а во-вторых, спецификой производственных потребностей: необходимостью большого количества воды (рядом – Верх-Нейвинский пруд), наличием проходящей рядом железной дороги Свердловск – Нижний Тагил и линий электропередачи. Кроме того, территория была достаточно большой, чтобы разместить там и промышленную площадку, и жильё для работников.

Документ был принят 1 декабря 1945 года. А уже в январе 1946 года началось строительство завода №813 – будущего Уральского электрохимического комбината. Руководство работами по проектированию технологической части и разработке основного технологического оборудования завода взяла на себя лаборатория №2 Академии наук СССР (РНЦ «Курчатовский институт»), дополнительно привлекали огромное количество исследовательских организаций.

«По планам построить и ввести в строй газодиффузионный завод предполагалось уже через 10 месяцев после принятия постановления, – сообщали журналисты новгородского редакционно-издательского центра «Курьер-медиа» в «атомном» спецвыпуске к 65-летнему юбилею комбината. – Срок не просто нереальный, а фантастический, даже при условии, что СССР до этого имел бы опыт строительства подобных объектов. Но опыта не было, была только цель – ввести завод и получить «продукт». В то время когда в Москве и Ленинграде ещё кипела научная мысль, на площадку, выбранную академиком Исааком Кикоиным на суровом Урале, стали стекаться необходимые для строительства силы. Тяжесть легла, конечно, на людей – строителей, учёных, специалистов, рабочих…»

Первым директором строящегося завода был назначен Александр Иванович Чурин.

«Главные материалы – дерево и кирпич»

На строительство завода бросили все силы.

«Вот один из фактов. «Богатство» строителей завода №813 в 1946-м: пять паровозов, из которых три действующих, 71 автомобиль и 298 лошадей. Повсеместный ручной труд, значительная часть которого – слабые женские руки; простейшие механизмы. Первые экскаваторы – в 1947 году, первые бульдозеры – в 1948-м, первые башенные краны – в 1953-м. Основные строительные материалы – дерево и кирпич…» – приводятся воспоминания первопроходцев в юбилейном спецвыпуске.

Спустя три года после начала строительства, в июле 1949 года, завод вошёл в строй как первое в СССР промышленное предприятие по разделению изотопов урана газодиффузионным методом и приступил к производству продукции. 11 ноября 1949 года завод выдал первую продукцию с 75-процентным обогащением по урану-235 для первой атомной бомбы РДС-2.

Родиной заряда для первой советской атомной бомбы Новоуральск так и не стал. В испытаниях участвовала бомба РДС-1, над созданием которой работали параллельно. В качестве активного делящегося материала в ней применялся плутоний-239, выданный в Озёрске, на химкомбинате №817, впоследствии получившем название «Маяк». Атомная бомба РДС-2, в составе заряда которой был уран, обогащённый в Новоуральске, была испытана, но чуть позже – два года спустя. В 1951 году 253 работника новоуральского предприятия указом Президиума Верховного Совета СССР были награждены государственными наградами за успешное выполнение специального правительственного задания.

– Судьба подарила мне возможность видеть наших первостроителей и руководителей, – вспоминает почётный житель Новоуральска Альфред Николаевич Аршинов, который 51 год проработал на предприятии, и в разные годы был руководителем трёх разных заводов УЭХК. – Это были замечательные люди. Задача была поставлена серьёзная – обеспечить безопасность страны. И именно благодаря тому, что они самоотверженно работали вместе с тысячами жителей других закрытых городов страны, эта задача была выполнена.

Сегодня в летописи Уральского электрохимического комбината открыта новая глава, посвящённая только мирному атому. Но этот мир стал возможным во многом благодаря тому, что семьдесят лет назад страна сумела продемонстрировать ядерную мощь.

«Я поражаюсь и преклоняюсь перед тем, что было сделано нашими людьми в 1946–1949 годах, – написал позже в книге «50 лет мира» Юлий Харитон. – Полуголодная и только что вышедшая из опустошительной войны страна за считанные годы разработала и внедрила новейшие технологии, наладила производство урана, сверхчистого графита, плутония, тяжёлой воды. Моя страна ликвидировала монополию США на обладание атомной бомбой. И вероятно, главный парадокс нашего времени в том и состоит, что самое изощрённое оружие массового уничтожения до сих пор содействует миру на Земле».

  • Опубликовано в №155 от 29.08.2019 
Областная газета Свердловской области