Для науки Свердловской области 2019 год ознаменован сразу двумя крупными событиями. Первое – подписанное на полях ИННОПРОМа соглашение губернаторами Свердловской, Челябинской и Курганской областей о создании межрегионального научно-образовательного центра (НОЦ) «Передовые промышленные технологии». Второе – поданная в Минэкономразвития РФ заявка на создание инновационного научно-технологического центра (ИНТЦ) «Татищев». Что будет представлять собой новый научно-технологический кластер, «Облгазете» рассказал первый проректор УрФУ Сергей КОРТОВ.
Научный симбиоз
– Сергей Всеволодович, УрФУ занимался подготовкой заявки на создание ИНТЦ. Университет также задействован в формировании НОЦ. Откуда возникла идея создавать сразу две таких крупных структуры?
– Два года назад, 29 июля 2017-го, вышел Федеральный закон «Об инновационных научно-технологических центрах» (№ 216-ФЗ). После этого возникла идея создать территорию инновационного развития для Свердловской области и Уральского региона в целом. В 2018 году после утверждения национального проекта «Наука» стало понятно, что на Урале необходимо создавать научно-образовательные центры в рамках нацпроекта. Таким образом, сложился замысел одновременного развития двух взаимосвязанных проектов – ИНТЦ и НОЦ.
– Почему выбрали именно такое название: «Татищев»?
– Василий Никитич Татищев – один из основателей уральской горно-металлургической промышленности. Нашим основным направлением сейчас является именно разработка высоких технологий в сфере создания новых материалов, истоки которого лежат в металлургической промышленности.
– Чем отличаются друг от друга НОЦ и ИНТЦ?
– В рамках НОЦ университеты, научные институты и предприятия региона должны создать организационный формат для реализации совместных проектов научно-технологического развития, а ИНТЦ нацелен на инфраструктурную поддержку этой деятельности.
В рамках НОЦа будут развиваться такие направления, как разработка и промышленное производство новых материалов, робототехника и сенсоры. А также – всё, что связано с цифровизацией промышленности и так называемой Индустрией 4.0. Кроме того, будут представлены экология и энергетика — очень важные для Урала направления. ИНТЦ и НОЦ будут действовать в симбиозе, совместно развивать все эти направления. Отмечу, фундаментальные науки – физика, математика, химия, биология – остаются в университетах и институтах РАН. Они будут выступать основой для всех направлений.
Приоритеты и наукоёмкость
– Если говорить про НОЦ, он создаётся для того, чтобы объединить потенциал трёх регионов в проведении прикладных научных исследований и разработок мирового уровня. В этих отношениях эти три региона будут участвовать в равной степени?
– Мы на это надеемся. В каждом регионе есть своя специфика и отличия в технологических компетенциях. Курган (Курганский госуниверситет) – это гидравлика в машиностроении. Челябинск, если говорить о Южно-Уральском госуниверситете, – это двигателестроение, аэрокосмическая отрасль, ракетостроение. Екатеринбург (УрФУ) — это энергетика, новые материалы. Но мы будем делать кооперационные проекты, поскольку каждый университет в границах этих больших направлений обладает узкими компетенциями. Будем выпускать наукоёмкую продукцию. Помимо этого, будут реализовываться проекты, имеющие несомненного лидера из числа университетов и группы предприятий вокруг него. Надеемся, что многие из совместных проектов будут реализованы на территории ИНТЦ.
– Что означает термин «наукоёмкость» применительно к такой продукции?
– Он означает, что очень быстро результаты научных исследований, которые вышли из лаборатории, должны оказаться в виде готовой продукции у потребителя.
– Какие направления в НОЦ и ИНТЦ будут развиваться в первую очередь?
– Думаю, что в приоритете будет создание и внедрение на российских предприятиях технологии цифровых двойников. В мире это сейчас называется Индустрией 4.0. Она подводит к переводу фактически всех производственных процессов в цифровые модели. Это увеличивает производительность труда в десятки раз и в разы ускоряет процесс проектирования новой продукции и новых технологических решений. Если Российская Федерация не сделает это основным трендом внутреннего развития промышленных предприятий в ближайшие пять лет, у нас может возникнуть отставание, а затем будут предприниматься попытки догнать передовые страны Запада и Китай, который тоже эти технологии активно использует. Этими проектами у нас занимается Инжиниринговый центр цифровых технологий машиностроения УрФУ, который входит в его Инновационную инфраструктуру (про открытие ИЦЦТМ «Облгазета» недавно сообщала. – Прим. ред.). Это первое направление работы, которое уже готово и, на наш взгляд, нуждается в дальнейшем расширении, интенсивном масштабировании.
Второе направление, которое нам, конечно, очень хотелось бы развивать, – это переработка отходов, как техногенных, так и бытовых. Проектируемые сегодня в рамках нацпроекта «Экология» заводы по переработке отходов на 50, а то и более процентов состоят из зарубежных элементов, и наша задача – полностью перейти на российское оборудование. В России есть конкурентоспособные решения в этой сфере, которые нуждаются в проектировании, внедрении и масштабировании, и мы намерены этим заниматься.
Третья задача — в области энергетики. Отрасль переходит на цифровые технологии управления энергосистемами, которые называются «Смарт Грид». Мы будем заниматься ими, а также автономными источниками питания. Такие источники мы знаем как аккумуляторы в смартфонах, но на самом деле это не только батарейки – серьёзные энергетические комплексы, которые могут быть установлены в тех местах, где нет линий электропередачи. Это оборудование для газовиков, обеспечение энергией отдалённых посёлков. В силу обширности территории Российской Федерации данная тема очень актуальна.
Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 № 1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации»
- Опубликовано в №235 от 20.12.2019