Темы дня

Зарплата в образовании – низшая в регионе

зарплата учителя

Для того чтобы получать достойные деньги, учителям приходится работать по 72 часа в неделю и даже больше. Фото: Галина Соловьёва

Накануне Дня учителя «Областная газета» решила обратиться к основной проблемной теме профессии учителя – о их положении в современном обществе. Это положение при капитализме напрямую связано с материальной стороной. Как оплачивается государством труд важнейшей для его развития профессии? От уровня зарплаты сегодня зависит не только отношение к учителю родителей (а значит, и детей), но и начальства, знакомых, соседей. Даже самооценка. В конечном счёте, от уровня зарплаты педагога зависит и качество его работы – следовательно, качество знаний подрастающего поколения.

На две ставки

Недаром Президент РФ Владимир Путин одним из ключевых показателей развития страны в майских указах назвал зарплату учителей. И хотя по данным официальной статистики (смотри инфографику), заработок в образовании в Свердловской области находится на низшей строчке, учительская зарплата именно в школах оказывается в середине ранжира. И таким образом, региону удаётся выполнять задания президента.

Но директора свердловских школ рассказали «Облгазете», что более 35 тысяч рублей в месяц удаётся получить только в том случае, если учитель работает на две-три ставки. Ставка – это 18 уроков в неделю, ещё столько же часов учитель тратит на проверку тетрадей, написание планов, подготовку к урокам, ученические консультации, общение с родителями, учительские конференции и педсоветы. Две ставки – это уже 36 часов. Прибавим столько же на остальную работу, и получится, что учитель трудится 72 часа в неделю. При этом, в соответствии с трудовым законодательством, в России 40-часовая рабочая неделя. А три ставки – это как?

– Это 44 урока в неделю, – поясняет на условиях анонимности учитель истории одной из екатеринбургских гимназий, победитель конкурса «100 лучших учителей Свердловской области». – При 6-дневной рабочей неделе – по семь-восемь уроков каждый день. Один выходной, чтобы хоть немного восстановиться и полное отсутствие времени на семью, на собственных детей, на самоподготовку, на участие в интересных научных конференциях, на собственное развитие. Лично для меня такой график не подходит. Я предпочитаю работать в школе максимум на полторы ставки, в этом году у меня 24 часа. Школьная зарплата выходит крайне недостойная, поэтому у меня зарегистрировано ИП, занимаюсь репетиторством – в этом секторе оплата труда более высокая.

Получается, выбор у педагогов невелик: либо довольствоваться низкой зарплатой, либо работать за двоих, а то и троих человек. Неудивительно, что в соцсетях, на интернет-форумах, в беседах между родителями то и дело обсуждается, как учителя в школе не учат, а только спрашивают с детей знания.

– Трудовой кодекс недаром установил 40-часовую рабочую неделю, – убеждена кандидат психологических наук, преподаватель Уральского федерального университета Анна Абрамова. – В течение этого времени возможен наиболее эффективный труд. Свыше этого  человек тоже способен трудиться, однако мы знаем из истории, что труд на износ, рабский труд – самый неэффективный. И когда занятость педагога превышает человеческие возможности, трудно ждать, что он будет качественно давать знания и на совесть учить детей.

Зарплаты педагогов в СССР

Источник: Управление Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области.

Зарплаты педагогов в Свердловской области

Источник: Статистический ежегодник "Народное хозяйство СССР в 1990 г."

Между прочим

Как случилось, что размер средней зарплаты в образовании находится, по данным статистики, на нижней строке, а средняя зарплата школьных учителей занимает среднее место? Учителя, с которыми удалось поговорить «Областной газете», считают: средняя по отрасли считается по реально выданным зарплатам в образовании. А вот средняя по школам высчитывается по фонду оплаты труда для них. Однако лишь 60 процентов этого фонда распределяется среди них в зависимости от занятости и категории. Остальные 40 процентов – это стимулирующая надбавка, но она распределяется по усмотрению директоров школ и может совсем не доходить до учителей.

Для села неплохо

Однако во многих школах директора дают учителям нагрузку не по силам: 33–36 часов в неделю сплошь стали нормой. И дело не только в том, что детей школьного возраста теперь стало много, а учителей не хватает. Руководство муниципалитетов спрашивают с директоров высокую учительскую зарплату, а где её взять, если с нагрузкой на одну ставку выходит меньше 15 тысяч рублей? Пожалуй, в Екатеринбурге, где средняя зарплата – 32 тысячи рублей, на такой заработок могут пойти только волонтёры… И как потребовать с волонтёров качество труда?

Между тем в сельской местности, в небольших городках и такая зарплата котируется – об этом рассказывают и в красноуфимских, и в камышловских, и в ирбитских школах.

– В этом учебном году у нас на пенсию вышли сразу четыре педагога, – говорит Светлана Черных, директор школы №5 посёлка Троицкого, что под Талицей. – Приняли на работу молодёжь: филолога, двух математиков, учителя химии и педагога начальных классов. Кстати, зарплата у них не отличается от стажистов, первые два года работы в школе она соответствует зарплате учителя первой категории. Такое правило действует уже больше десяти лет.

Комментарий социолога

Оксана ЧЕРЕЗОВА, кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Уральского государственного лесотехнического университета:

– Высоких зарплат у учителей нет ни в одной стране мира. Однако в странах с развитой экономикой, которые рассчитывают на дальнейшее развитие, уровень оплаты труда учителей и преподавателей в вузах является достойным и занимает средние показатели среди зарплат других специалистов. Если говорить о занятости учительско-преподавательского состава, то в среднем профессор европейского университета ведёт одну-две пары в неделю, остальная работа связана с индивидуальным консультированием студентов, у нас норма – одиннадцать пар в неделю.

Учительская ставка в 18 часов в нашей стране была утверждена в советское время не случайно: те же 18 уроков в неделю, например, проводит учитель во Франции. Такова общемировая практика.

Требование достойной оплаты труда для учителей – не их каприз и связано с объективными причинами: это высококвалифицированный труд, по уровню зарплаты определяется статус человека в обществе. К тому же, если зарплата низкая, то специалист вынужден подрабатывать, снижая таким образом качество своего труда.

  • Опубликовано в №182 от 05.10.2019
Областная газета Свердловской области