Сапсаны Александры Хлопотовой

  Михаил Шершнев
орнитолог Александра Хлопотова

Кроме сапсанов, Александра Хлопотова нежно относится к совам Фото: Михаил Шершнев

В России впервые вручена премия имени Лоры Уильямс – основательницы отечественной программы Всемирного фонда дикой природы. В числе первых лауреатов заместитель директора Висимского биосферного заповедника по научно-исследовательским разработкам и экологическому просвещению Александра ХЛОПОТОВА. Признание получила её работа по многолетнему изучению сапсанов.

– Александра, расскажите, когда вы почувствовали тягу к биологии?

– Мама лет в 10 отдала меня в кружок «Цветоводство» при Дворце творчества учащихся: там были прекрасные теплицы с экзотическими растениями, я выучила все названия наизусть. Немного завидовала детям, которые ходили в кружок этажом выше, там занимались юные орнитологи и был живой уголок. Я любила приходить туда и общаться с животными. Потом ещё были конно-спортивная школа и кружок юного биолога зоопарка.

– Почему именно орнитология стала вашей жизнью?

– Орнитологом я стала к третьему курсу университета, когда на полевой практике выбрала в научные руководители орнитолога Вадима Алексеевича Коровина, доцента кафедры зоологии. То, как он проверял студенческие работы, уделяя внимание всему вплоть до запятых, меня поразило. Я поняла, что мне это нужно. Для меня вся моя жизнь, карьера строились на отношениях с людьми, я дорожу теми, кто меня окружает. Это даёт импульс к развитию, вселяет уверенность. И стараюсь пригодиться сама кому-то.

– Расскажите о вашей первой встрече с Висимским заповедником.

– Моя первая встреча с Висимским заповедником едва не привела к провалу моего поступления на биологический факультет. В апреле 2004 года мою фотоработу отметил на конкурсе «Марш парков» заместитель директора по науке Висимского заповедника Юрий Фёдорович Марин. Он пригласил нас с напарником приехать пофотографировать ландшафты заповедника. Отсняли все четыре сезона года. И как раз летом 2005-го, в августе, поехали в совместную экспедицию с териологами Института экологии растений и животных в Висимский заповедник снова. Выехали по графику, но сроки подачи оригиналов документов на поступление в университет для биологов перенесли. И я пришла в приёмную комиссию, когда списки были уже сформированы. Благодаря декану Николаю Николаевичу Фирсову и его заместителю Алевтине Николаевне Сергеевой меня зачислили в ряды студентов-биологов 151-й на курсе.

– Заповедник – огромная природная лаборатория. Какие направления вам наиболее интересны?

– Направлений научной работы заповедника не больше, чем штат научного отдела. У нас есть фенолог (изучает сезонные явления природы), лесовед, педозоолог (изучает почвенных беспозвоночных), флорист (изучает флору, а не делает букеты), эколог и я, орнитолог. Конечно, мне нравится изучать птиц и конкретно объект моего интереса – сапсана. «В поле» сотрудники отделов науки и охраны заполняют фенологические анкеты, замечая сроки природных явлений. Если удаётся «начесать» из птицы перьевых паразитов, делимся находкой с энтомологом. О найденных местах произрастания интересных растений сообщаем флористу. Заповедная наука делается сообща.

– Есть ли среди населяющих заповедник живых существ звери, птицы, насекомые, к которым вы относитесь с нежностью?

– Кроме сапсана, которого я всем сердцем полюбила, есть ещё совы. Они кажутся тихими ночными животными, но некоторые виды охотно «поют» и ведут вполне дневной образ жизни. Совы чаще остальных птиц попадают ко мне на реабилитацию, мы стараемся помогать птицам, сотрудничаем с ветеринарами и, по возможности, возвращаем пернатых в природу. У каждой птицы, с которой получалось завести дружбу, есть уголок в моей памяти и сердце, к которому я люблю возвращаться.

– Как работает заповедник в обычное время, посещают ли его туристы, есть ли для них инфраструктура?

– В заповеднике туризм исключён. Для желающих разделить с нами восхищение заповедной природой есть охранная зона, опоясывающая заповедное ядро. Здесь специально организованное пространство – эколого-туристский комплекс «Весёлые горы»: экологическая тропа, смотровая площадка и гостевые дома, где можно остаться ночевать.

– Как изменилась жизнь в заповеднике этой весной?

– Сейчас, в период самоизоляции, мы не проводим экскурсии по экологической тропе и призываем людей оставаться дома, гостевые дома закрыты до июня. Видеоловушки на территории копят истории из жизни заповедных обитателей, которыми делится с нашими друзьями в соцсетях отдел экопросвещения. Отдел охраны сейчас несёт свою регулярную службу, поддерживая заповедный режим.

– Какая работа была представлена вами на премию Лоры Уильямс?

– Я и мой напарник Михаил Шершнев десять лет изучаем в Свердловской области сапсана. Это самое быстрое животное в мире, развивает в пикé скорость около 320 км/ч. Об этом знают и неспециалисты. Наша работа дала объективную и актуальную информацию о биологии и распространении сапсана в регионе. На её основе мы написали очерк о сапсане в обновлённую Красную книгу Свердловской области 2018 года. Я входила в состав научно-технического совета, который утвердил присвоение статуса «ценный природный ландшафт» тем скалам, где гнездится сапсан в природном парке «Река Чусовая». Нашими усилиями этот статус отражён в Положении – основном документе о природном парке. И теперь сапсана можно охранять в его «доме» – месте гнездования: например, закрыть скалы на Чусовой для посещения, чтобы птицы могли высидеть птенцов.

Я занимаюсь экологическим просвещением, веду занятия со школьниками, экскурсии, лекции для взрослых и детей по орнитологии и охране природы. Руковожу екатеринбургским отделением Союза охраны птиц России, координирую акции Союза в регионе: мы вместе с жителями региона считаем городских уток в середине зимы, ведём учёт соловьёв в конце мая и всех птиц в Международные дни наблюдений птиц, спасаем птиц, выкармливаем стрижей и других птичьих детей, попавших в беду.

За эту работу в представительстве Всемирного фонда дикой природы в России мне присвоили премию Лоры Уильямс третьей степени.

– На что вы потратите премиальные?

– Я мечтаю вложить премию в самообразование и приобретение дополнительных навыков. Например, ощущаю нехватку знаний в области ветеринарии птиц и английского языка. По опыту, общение с коллегами и путешествия с лихвой компенсируют индивидуальное несовершенство. Если преследовать эти цели, то в нынешних обстоятельствах премию придётся придержать.

- Какие ещё вершины стремитесь покорить?

– Хочу подготовить к защите кандидатскую работу.

Досье: Александра Хлопотова родилась в апреле 1988 года в Южноукраинске (СССР). Окончила физико-математический класс лицея № 130 Екатеринбурга и биологический факультет Уральского федерального университета.

Справка: Премия имени Лоры Уильямс учреждена в память об основательнице WWF России, трагически погибшей в 2018 году. Присуждается молодым специалистам, которые добились значительных результатов в области сохранения дикой природы России. В этом году премия вручена впервые.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

Сюжет

Природа и мы
Живой мир Среднего Урала - часть экосистемы планеты.

Областная газета Свердловской области