Как устроен отбор игроков в главный футбольный клуб области

Эрик Бикфалви был готов играть в России. В итоге за «Урал»  в прошлом сезоне он провёл 12 матчей и забил 4 гола. В феврале и марте болельщики признавали его лучшим игроком команды. Фото: Никита Медведевских/Пресс-служба ФК «Урал»

Эрик Бикфалви был готов играть в России. В итоге за «Урал» в прошлом сезоне он провёл 12 матчей и забил 4 гола. В феврале и марте болельщики признавали его лучшим игроком команды. Фото: Никита Медведевских/Пресс-служба ФК «Урал»

Футбольный клуб «Урал» стартует в премьер-лиге 15 июля, а сейчас команда находится на сборах и активно комплектует новый состав. Как клуб подбирает игроков? Кто этим занимается? На что в первую очередь обращают внимание? Из каких лиг просматривают футболистов? Эти и другие интересные футбольные вопросы мы задали главному специалисту селекционно-аналитического отдела ФК «Урал» Алексею ФРОЛУ

— Алексей, начну с дилетантского вопроса: объясните в двух словах, кто такой селекционер и чем он занимается? 

— Это человек, который занимается поиском и подбором футболистов для команды. Я подбираю игроков для основы «Урала»,  «молодёжки» и «Урала-2». 

— Из чего состоит ваша работа? Как организован поиск? 

— Сначала тренерский штаб (и только он) определяет «больные места» — позиции, которые требуют усиления, подкрепления. Я и ещё два моих коллеги с помощью специальных футбольных сайтов и просмотров матчей составляем шорт-лист нужных нам игроков. На каждые, скажем так, «больные места», мы определяем по пять-семь футболистов. Затем отбираем троих и показываем их тренерскому штабу. Если штаб согласовывает игрока, то мы начинаем работу по подписанию с ним контракта: ищем представителя спортсмена (они сейчас есть абсолютно у всех футболистов — от мала до велика), договариваемся по зарплате (можем ли мы потянуть игрока финансово) и ждём решения самого футболиста. Если всё устраивает, игрок приезжает в Екатеринбург, мы подписываем контракт. Затем уже занимаемся заявкой игрока через РФПЛ. 

— Меня всегда интересовал такой момент: в футбол играют по всему миру, на какие конкретно лиги вы обращаете внимание, как выходите на иностранцев? 

— Это сложный процесс. Объяснить его в двух словах практически невозможно, потому что тех факторов, которые будут влиять на выступление игрока в клубе, очень много. У нас очень непростой чемпионат. Особенно для иностранцев. Чаще всего на первое место выходит менталитет. Поэтому, чтобы не возникало проблем, мы обращаем внимание на лиги, похожие на Россию — Сербия, Украина, Румыния. Сложнее с африканскими футболистами. Тут формула такая: чем быстрее игрок адаптируется к повседневной жизни в нашей стране - тем быстрее проявит свои игровые качества на поле. 

— В «Урале» часто появляются футболисты из первого, второго дивизиона. С ними проще договариваться? 

— Со второй лигой работать сложнее — не вся информация есть в Интернете. Приходится связываться с тренерским штабом команд, узнавать по крупицам информацию об игроке. Тут важны не только положительные, но и отрицательные моменты. Например, каков парень в быту. Важно то, как человек будет воспринимать теорию, как он будет слышать тренера. Если он нам подходит, то мы в любом случае едем его смотреть. Там мы смотрим на одну важную вещь — как игрок ведёт себя без мяча. 

— В отечественном футболе существует большая проблема: выпускники футбольных академий редко пробиваются в большой футбол. Должны ли селекционеры быть «лифтом» для молодых игроков? Помогаете ли попасть в клубы, к примеру, выпускникам академии «Урала»? 

— Есть много факторов, почему выпускники академий не играют в большой футбол. Одна из причин — они просто не хотят. Мы стараемся ребят из академии «Урала» трудоустроить в клубы первого и второго дивизиона, но они не принимают такие предложения. А почему? Ты же наберёшься опыта, станешь сильнее, будешь выходить и играть. К сожалению, такой менталитет у современной молодёжи. Они считают, что если есть команда в премьер-лиге, то они должны выступать именно в ней. А второй, первый дивизионы — это не их уровень.

— Может, на первое место выходит денежный вопрос? 

— Может быть. Ты дома, зачем куда-то ехать и доказывать свою состоятельность? Я считаю, что в футболе, как и в жизни, должно быть всё по ступенькам. Ты должен пройти и вторую, и первую лигу, а потом, пожалуйста, будет высшая. В идеале ещё нужно пройти школу европейского футбола. Но молодые игроки не едут. В Европе им не предлагают больших денег, и они остаются на Родине, где им платят огромные зарплаты. Многие футболисты живут «на других планетах», и они не зарабатывают деньги, а просто получают их.

— Какая ваша самая главная трансферная удача в «Урале»? 

— Эрик Бикфалви. Мы долго его «вели», ещё когда он играл в чемпионате Украины за «Волынь» и был вторым бомбардиром всей лиги. Мы предложили его руководству, но финансово не потянули. Бикфалви как раз подходил под наши критерии. Хорошие показатели, а главное, он уже был адаптирован к нашим условиям. Позже мы взяли его из «Томи». Скажу, что нам очень непросто было его заполучить. Была очень высокая конкуренция, заполучить его хотели многие. Мы три месяца работали над трансфером. Он очень помог клубу и, надеюсь, ещё очень поможет. Вообще одно из наших самых серьёзных приобретений.

— А неудача? 

— Всё не так просто. Адаптация, менталитет, характер. Очень много факторов. Не скажу, что неудача, но не оправдал наших ожиданий Радован Панков. Он игрок сборной Сербии, в 19 лет был капитаном клуба, прошёл серьёзную школу. Но не пошло что-то у него в «Урале». Опять же — не адаптировался. 

  • Опубликовано в №120 от 06.07.2017
Областная газета Свердловской области