Юбилейный «Дакар» Карякина

Геннадий Богатырёв / Данил Паливода / Пётр Кабанов

Геннадий Богатырёв / Данил Паливода / Пётр Кабанов

В новогодние праздники по уже сложившейся традиции стартовала самая популярная гонка по бездорожью — юбилейный 40-й ралли-марафон «Дакар». Юбилейным он будет и для действующего победителя гонки в классе квадроциклов свердловчанина Сергея Карякина: он отправился со старта «Дакара» в пятый раз.

Трудной дорогой к «Дакару». У гонщиков есть такая поговорка: подготовка к следующему «Дакару» начинается сразу после окончания гонки. Да, примерно за год спортсмены начинают вновь готовиться к ралли-рейду. В первую очередь — финансово.

Путь к «Дакару» у Сергея Карякина получился крайне трудным. Не секрет, что «Дакар» — дорогая гонка. Для участия ему и его команде было необходимо около 10 миллионов рублей. И это только минимум, который позволяет в лучшем случае ночевать в самых дешёвых гостиницах, а то и просто в машине. И несмотря на то, что Карякин стал первым в истории победителем в зачёте квадроциклов, это, увы, не помогло ему привлечь инвесторов. Из-за этого он не смог принять участие в ралли «Шёлковый путь», что, по сути, является важнейшим этапом подготовки к «Дакару». Вплоть до середины декабря участие Карякина в юбилейном ралли-рейде было под угрозой.

Сергей не отчаивался и настойчиво искал спонсоров. «Сейчас мне остаётся только надеяться, что кто-то откликнется на мою просьбу», — рассказывал летом 2017 года Сергей в интервью «ОГ». В тот момент к ситуации подключилось министерство физической культуры и спорта Свердловской области. На встрече с гонщиком министр спорта Леонид Рапопорт заявил, что Сергею окажут помощь непосредственно из бюджета Центра спортивной подготовки Свердловской области, в штате которого состоит гонщик, а также помогут привлечь другие компании для финансирования.

В итоге Сергею удалось найти спонсоров только к середине декабря. Стартовый взнос за ралли — порядка 1,5 млн рублей — Сергей оплатил сам. Среди тех, кто в итоге оказал гонщику поддержку, — Правительство Свердловской области и УГМК. Центр спортивной подготовки по техническим видам спорта приобрёл квадроцикл. Кстати, на каждый «Дакар» нужна новая машина — участвовать на старом квадроцикле невозможно.

И всё вроде окончилось хорошо, но такая нервотрёпка вряд ли плодотворно повлияет на состояние гонщика. Это при том, что его главные соперники имеют гарантированные бюджеты около 34 млн рублей и проходят полную программу подготовки в песках, а не на снежном Урале.

Соперники жаждут реванша. На прошлогоднем «Дакаре» Сергей Карякин был одним из главных претендентов на победу в классе квадроциклов. Организаторы гонки представили свердловчанина перед началом многодневки в рекламном ролике, в который попадают главные спортсмены всех классов.

— Путь к победе занял три года, — отметил Сергей Карякин. — Я бы никогда не выиграл без опыта, накопленного мною в течение первых трёх «Дакаров». Я всегда знал, что мне придётся сражаться, чтобы достичь своей цели, и что я не могу позволить себе сдаться на полпути. Не хочу, чтобы люди думали, что мне просто повезло. Выиграть «Дакар» во второй раз будет ещё сложнее, но это докажет, что моя первая победа не была случайностью.

Выиграть «Дакар» во второй раз сложнее и потому, что соперники жаждут реванша. Наиболее серьёзным противником Карякина в нынешнем «Дакаре» является чилиец Игнасио Касале. Южноамериканец выиграл первые три этапа и уверенно лидирует в общем зачёте.

Свердловчанин довольно уверенно провёл первые два этапа, отставая от чилийца всего на полторы минуты в общем зачёте. Однако третий этап стал для Сергея настоящим провалом.

— Уступил почти 30 минут, потому что потерял свой «иритрак» (прибор для определения местонахождения гонщика) — пришлось за ним вернуться. Так что я проехал примерно 20 дополнительных километров, а до этого пытался исправить техническую проблему, — отметил Карякин после финиша.

Несмотря на провал на третьем этапе (лишь девятое место), Сергей продолжает находиться на второй строчке в общем зачёте. Правда, отставание от Игнасио Касале стало довольно большим — почти 30 минут.

Но впереди ещё девять этапов. Нынешний «Дакар» в обратном порядке повторяет маршрут 2012 года, тогда гонщики двигались из Аргентины в Перу. Надо сказать, что победный для себя «Дакар» Карякин также начал не очень удачно: после трёх этапов в прошлом году Сергей находился лишь на десятом месте в общем зачёте. Остаётся надеяться, что больше технических неполадок у Сергея на нынешнем «Дакаре» не будет, и он сможет побороться за вторую победу подряд.

Дневники

По традиции Сергей ведёт дневник, где фиксирует свои приключения.

1-й этап. Лима — Писко. 6 января. Результат — 2-е место (общий зачёт — 2-е место).

— Первый день — самый важный, знаменательный. Очень много может быть совершено ошибок, когда не вкатан, не готов ещё к гонке. Сегодня этап состоял из 240 километров лиазона и 30 километров спецучастка, аварии были и там, и там. Это подтверждает нашу теорию. Мы никуда не торопимся, едем аккуратно, пытаемся понять свой темп, прочувствовать гонку. Самое важное — успокоиться и войти в свой темп. Завтра будет спецучасток протяжённостью в 240 километров, чистые дюны, немного камней. Буду стараться избегать ошибок.

2-й этап. Писко — Писко. 7 января. Результат — 2-е место (общий зачёт — 2-е место).

— Сегодня был непростой день. Всего 270 километров, но их хватило сполна. Особенно трудно было доехать до первой дозаправки (220 километров), у меня уже начал «чихать» квадроцикл от того, что кончалось топливо. Были пески, бездорожье, ни сантиметра дороги. Трясло безумно, у меня даже отвалился пластиковый фонарь. Отбил себе руки, спину, сейчас пойду восстанавливаться на массаж. Завтра обещают без камней, одни пески. Результатом своим доволен, еду неплохо.

3-й этап. Писко — Сан Хуан де Маркона. 8 января. Результат — 9-е место (общий зачёт — 2-е место).

— Уступил 30 минут, потому что потерял свой «иритрак». Пришлось искать. Так что я проехал примерно 20 дополнительных километров, а до этого пытался исправить техническую проблему. Это «Дакар», всё может произойти. Впереди ещё вся гонка. Продолжу атаковать и бороться. Сегодня проблема была у меня, но завтра может возникнуть у Касале или у кого-то ещё. Я не расстроен. Теперь мы знаем, что глушители шума на «иритраке» — это проблема. Думаю, мы заменим их на более надёжные.

Уральская команда

Вместе с Сергеем на «Дакар» отправилась и его команда — шесть человек. Среди них три механика из Каменска-Уральского, также представляющие Центр технических видов спорта — Павел Власюк, Алексей Прибытков и Сергей Говорухин.

— Все они помогают Сергею на «Дакаре», — пояснил для «ОГ» директор Центра спортивной подготовки Свердловской области по техническим видам спорта Сергей Щербинин. — С самим Сергеем мы каждый день списываемся. Он говорит, что пока не форсирует события и идёт в своём темпе. Да и до окончания «Дакара» ещё много времени. Он бережёт технику и себя. Жалоб у него никаких нет.

  • Опубликовано в №2 от 10.01.2018 
Областная газета Свердловской области