Киберспорт: признание и дорога в светлое будущее

В прошлом году в "Салюте" прошла трансляции итоговых игр неофициального чемпионата мира по Dota 2. Свободных мест там практически не было. Фото: YouTube

В прошлом году в "Салюте" прошла трансляции итоговых игр неофициального чемпионата мира по Dota 2. Свободных мест там практически не было. Фото: YouTube

Министерство спорта Российской Федерации выпустило приказ о государственной аккредитации Федерации компьютерного спорта России и наделении её статусом общероссийской спортивной федерации по виду спорта «Компьютерный спорт» на четыре года. Теперь федерация может официально сформировать сборную России по киберспорту, готовить судей, тренеров и присваивать звания. Что произошло с этим, пока ещё «экзотическим», видом спорта за два года с момента прошлого признания Минспорта?

Когда в июне 2016 года министр спорта России Виталий Мутко подписал приказ о включении компьютерного спорта во Всероссийский реестр, это вызвало не то что волну возмущения, а скорее волну непонимания – зачем это всё? Киберспорт тогда ставили на одну планку с литроболом и предлагали официально признать и этот вид. Всё это оживило вечную дискуссию о том, что есть спорт, и может ли «Dota 2» или «League of Legends» встать в один ряд с футболом и хоккеем.

Игрушки или не игрушки, но за это время киберспорт зашагал в светлое будущее семимильными шагами. Только за прошлый год в соревнованиях, проводимых федерацией – чемпионат, Кубок России, приняли участие более 11 тысяч человек. Студенческая лига объединяет около ста вузов со всей страны. Аудитория киберспорта за прошлый год выросла на 20 процентов.

Интересен тут и другой момент – финансовый. Исследователи отмечают, что киберспорт – один из ключевых драйверов компьютерной индустрии. К 2022 году объём киберспортивного рынка увеличится с 327 млн до 874 млн долларов. И вообще, российский рынок второй в Европе после Швеции.

В развитие киберспорта вкладываются крупные компании. Призовые за мировые первенства большие. Так, за победу в главном компьютерном турнире года – The International – положен выигрыш в 10,7 миллиона долларов. Всего же в прошлом году призовой фонд этого турнира составлял 24 миллиона долларов. Для сравнения, чемпион мира по футболу получает от ФИФА 38 миллионов долларов.

Конечно, объяснить футболисту, отбегавшему 120 минут на поле, пробившему серию пенальти и положившему полжизни на подготовку, что человек, сидящий за клавиатурой и мышью, такой же спортсмен, как и он – невозможно. Скорее, это вызовет только смех. Многим и вовсе кажется, что киберспорт – форма зависимости. На что Дмитрий Смит, основатель и президент Федерации компьютерного спорта, говорит, что киберспорт – это не соревнование человека с компьютером, а соревнование людей, где компьютер выступает в роли инвентаря. Да и по данным исследования «Forbes» (совместно с федерацией) киберспортсмены проводят за компьютером в два раза меньше времени, чем просто увлечённые игроки, так как у них есть система тренировок. Именно поэтому они и называются спортсменами, а не геймерами. Да и игроманы, это, простите, совсем другое.

По такому же принципу и сидение за шахматной доской можно списать на зависимость или вовсе назвать лишь хобби. И неважно, что, например, гроссмейстер теряет за одну партию несколько килограммов веса. Можно говорить, что киберспорт извращает саму суть спорта как активного, здорового образа жизни, но было бы странно думать, что с развитием технологий такой формат состязаний не войдёт в нашу жизнь. Да и какие виды в конце концов считать «спортивными»? Дартс – слишком спортивный? Шашки? Боулинг? Под одну гребёнку можно подвести многое.

Добавим, что на Урале киберспорт также развивается крайне активно. К примеру, во втором сезоне Всероссийской киберспортивной студенческой лиги команда УрФУ в финале заняла второе место по результатам соревнований в шести дисциплинах – Dota2, CS:GO, HotS, Eternal, Hearthstone и Tekken 7. Призовой фонд за серебро составил – 1 395 000 руб.

Критиковать и плеваться в сторону этого явления можно долго, но в чём в итоге смысл? Глупо было бы отрицать, что киберспорт набирает обороты, этот маховик уже запущен. Огромная индустрия вкладывает деньги и силы в развитие киберспорта. В конечном счёте никому вреда он не приносит. Да и долгосрочная государственная аккредитация является свидетельством эффективной работы федерации по развитию массового компьютерного спорта на территории России. А укоризненно качать головой можно и по поводу других, более странных явлений в нашей жизни.

Комментарий

Константин АКУБЕКОВ, председатель Свердловского областного отделения Федерации компьютерного спорта России (ФКС):

– Действительно, по незнанию многие люди путали компьютерный спорт и гейминг – увлечение компьютерными играми. Многие из них пытались критиковать компьютерный спорт, хотя, как правило, это была критика гейминга. Но сейчас уже выросло новое поколение чиновников, которые уже компетентны в этих вопросах и положительно относятся к развитию компьютерного спорта. Нас уже знают и поддерживают в спортивных ведомствах всех уровней, от муниципального до федерального. В настоящий момент созданы более 60 региональных отделений ФКС России.

Из самых больших, относительно недавних успехов свердловских спортсменов можно отметить выступление на Кубке России-2016, где наши ребята забрали пять из девяти призовых мест. Ну и то, что сборная УрФУ заняла второе место в соревнованиях студенческой лиги.

  • Опубликовано в №122 от 13.07.2018
Областная газета Свердловской области