Темы дня

Александр Доросинский: «Дакар» – это братство. В первую очередь соперничаем сами с собой»

Александр Доросинский

Александр Доросинский: "В Саудовской Аравии собрано всё лучшее от Марокко, Мавритании, Египта, Туниса с Алжиром и Эмиратов". Фото: Пресс-служба команды X-raid

Самая известная в мире ралли-многодневка – «Дакар-2020» – постепенно подходит к своему завершению. «Областная газета» продолжает серию материалов, посвящённых гонке, героем следующего выпуска стал екатеринбуржец Александр Доросинский, выступающий в классе внедорожников.

Интерес к автоспорту у Александра, по его словам, возник ещё в детстве. Тогда же он начал заниматься картингом, а в профессиональный автоспорт пришёл уже во взрослом возрасте – в 27 лет. Интересно, что начинал Доросинский в классических ралли, был призёром этапов ралли Эстонии, Финляндии и Новой Зеландии. Несколько раз принимал участие в известной российской гонке на квадроциклах «Can-Am X Race», а в 2019-м вместе с Сергеем Карякиным и Алексеем Шмотьевым участвовал в этапе Кубка мира в Марокко в классе багги и занял по его итогам третье место.

На «Дакаре-2019» Александр вместе со своим штурманом Олегом Уперенковпервые принял участие в «Дакаре» в качестве гонщика в классе багги, но до финиша добраться не смог: экипаж сошёл с дистанции после пятого этапа. На «Дакаре-2020» 46-летний Доросинский и Уперенко представляют команду «X-Raid» и принимают участие в классе внедорожников. «Областной газете» удалось пообщаться с Александром, который сейчас покоряет трассу в Саудовской Аравии.

– Александр, расскажите, как получилось, что в нынешнем «Дакаре» вы в составе заводской команды «X-Raid» за рулём внедорожника?

– Я уже больше 15 лет в автоспорте. И это мой третий «Дакар». Путь на этой гонке складывается поступательно и мне это нравится. Сначала в 2017 году я ездил как тренер Сергея Карякина, когда он выиграл «Дакар». В 2019-м я сам сел за руль багги на этой гонке. Я уже тогда знал, что это только начало. На багги (Can-Am Maverick) я ездил потому, что это самый доступный способ обрести опыт в ралли-рейдах и «Дакаре». Сейчас мой автомобиль – «MINI», который был сделан специально для гонок в ралли-рейдах. Сравнивая две машины – внедорожник и багги, – очень хорошо понимаю разницу. Багги, как я его называю «таракан», манёвреннее в дюнах, лучше тормозит. Но внедорожник гораздо быстрее и мощнее. Хотя наш разгоняется максимально до 170 км в час, это мешает нам бороться за призовые места в категории. Но я всегда хотел ехать в классе Т1, это была моя мечта. Но подходить к мечте нужно постепенно. В конце 2019-го я стал частью серьёзной мировой команды – «X-Raid», заводской команды BMW. Это немецкое качество во всём – в организации команды, обслуживании машины, общении до гонки и во время. Это очень высокий уровень, поэтому неудивительно, что в нашей команде находятся топовые гонщики, которые лидируют в «Дакаре». После каждого спецучастка механики выслушивают все наши комментарии и доводят машину до ума, настраивают под нас.

– Это первый «Дакар» на Ближнем Востоке. Каковы первые впечатления от Саудовской Аравии?

– Все страны похожи, особенно когда ты за рулём. Всё проносится мимо и не успеваешь насладиться красотой. Но трассы «Дакара 2020» точно отличаются своим живописным ландшафтом. В Саудовской Аравии собрано всё лучшее от Марокко, Мавритании, Египта, Туниса с Алжиром и Эмиратов. Фантастической красоты скалы, выточенные ветром и солнцем за тысячи лет. Очень вязкий и тяжёлый песок. Много интересных, но небезопасных дюн. Главная отличительная особенность – это низкие температуры. Если в Африке было жутко жарко, то здесь мы надеваем пуховики и шапки. Это добавляет стресса, особенно тяжело мотогонщикам. Когда ты едешь в машине, то тебе жарко, солнце припекает, но поднимаешься на гору, и там жуткий холод и ветер.

– Как оцениваете новые правила ралли-рейда? В частности, выдачу дорожных карт за 15 минут до гонки?

– Давид Кастара (спортивный директор «Дакара». – Прим. «ОГ») решил серьёзно бороться с «читерами». Да, маршрутные книги нам выдают перед стартом минут за 15. Нельзя возить с собой телефоны в салоне, мы убираем их в герметичный бокс. Перед стартом всех обыскивают с металлоискателем. А перед стартом «Дакара» топовым гонщикам впервые в истории марафона в машины поставили по две камеры, чтобы отслеживать действия штурмана и пилота. Так организаторы бьются за честность гонки, потому что уже для многих это перестало быть спортом, а превратилось в бизнес. В этой гонке сделан огромный шаг к возвращению настоящего духа «прошлого» «Дакара», больше непредсказуемости и надежды даже для команд из 3–4-х человек.

– Сергей Карякин сетует на то, что на последних этапах очень много прямых участков, трасса не разнообразна…

– Мне кажется, что на трассе «Дакара-2020» было всё – горы, острые, как лезвие, камни, пески, коварные дюны, русла рек. Да, много прямых участков, и в это время особенно тяжело идти вместе с грузовиками. На одном участке мы обгоняли подряд 25 машин, ехали в пыли. Это «Дакар» – здесь должно быть сложно. Но другое дело – опасно. В дорожной книге достаточно непрописанных моментов – подбросов и резких сбросов в дюнах. Вчера мы наблюдали, как в одном месте произошло сразу несколько аварий. Наш товарищ Роман Старикович попал в аварию. Он просто взлетел и приземлился очень жёстко. Как я понимаю, они получили как минимум травмы спины. На этом же месте перевернулся Фернандо Алонсо, разбив машину. Мы тоже совершили «птичий полёт», но всё обошлось.

– Кстати, про Алонсо. Вы выступаете с ним в одном классе. Есть ли какая-то дополнительная мотивация обогнать чемпиона «Формулы 1»?

– Я не хочу обогнать Фернандо Алонсо или любого другого гонщика. Меня об этом спрашивают, потому что мы постоянно идём с Фернандо рядом. После десятого спецучастка между нами была разница всего в 46 секунд. Сейчас мы на 15-м месте, он на 14-м в общем зачёте. И разница между нами всего 6 минут 35 секунд. Моя цель не в этом. Фернандо Алонсо потрясающе держится, он быстро привык к специфике гонки. Вчера он продолжил гонку с разбитым лобовым стеклом. При этом, по правилам марафона, замена стекла возможна только вечером. «Дакар» требует не только профессионализма с точки зрения техники, но и боевого спортивного духа. И я горжусь, что мы едем в одном классе с таким легендарным гонщиком. «Дакар» – это братство. Мы соперничаем в первую очередь сами с собой, а остальное – просто цифры.

– Кто вас ещё поразил своим мастерством? В классе внедорожников – сплошь легенды.

– Это наша команда. У нас одни из самых сильных гонщиков в классе. Легенды - Карлос Сайнс, которого называют «Эль Матадор», и Стефан Петрансель, он же – «Мистер Дакар». Они ездят на заднеприводных автомобилях. Преимущество в том, что они могут изменять давление в шинах из салона, не останавливаясь. Орландо Терранова практически выиграл Кубок мира, немного у него не получилось. Якуб Пшегонски – молодой, очень опытный гонщик, но на этом «Дакаре» у него постоянно технические поломки. Ясир Сейдан (как оказалось, он архитектор) очень хорошо держится в гонке. Меня радует, что в этом году много российских гонщиков на «Дакаре», и они показывают отличные результаты. Это говорит о том, что автоспорт жив в России! Есть свои чемпионы, есть неравнодушные, талантливые ребята, которые готовы жить гонками, как мы.

– К большому сожалению, на «Дакаре» погиб гонщик Паулу Гонсалвеш. Как это отразилось на внутренней атмосфере среди участников?

– Это трагедия… Наша семья под названием «Дакар» потеряла одного из своих гонщиков. Это происходит всё время, почему-то ралли-рейд забирает чью-то жизнь. Весь лагерь скорбел. Такое очень тяжело осознать, когда ты находишься в процессе. Я преклоняюсь перед ребятами, которые едут на мотоцикле. На каких бы местах они не были, это очень сильные духом люди.

– Несмотря на все трагические случаи, каждый год количество участников ралли увеличивается. Победа на «Дакаре» стоит того? Какую цель вы преследуете?

– Чтобы попасть на «Дакар», ты должен очень хорошо понимать, какой в этом смысл. Это не просто гонка – это испытание. «Дакар» – это объяснение всех человеческих принципов, понятий, философий. Только в такой ситуации ты понимаешь ценность взаимоотношений, дел, окружения, того, как ты относишься к людям.

Мы как-то перед одним спецучастком со штурманом рассуждали, что слово «справедливость» нужно отменять, нет такого понятия. Это выдуманное людьми слово. А на спецучастке с огромной скоростью мы заходили в дюны и не увидели очень большой подброс. Встали на фары, посмотрели, как выглядит песочек. Боролись с машиной, но всё обошлось. Но всё было абсолютно на грани, мы могли там остаться. И мы подумали: всё-таки есть справедливость.

Почти все, кто присутствуют на «Дакаре», очень разноплановые люди. Это не значит, что человек, который приехал на «Дакар», это только водитель. Здесь есть архитекторы, писатели, художники, айтишники. Здесь есть все. И эти люди занимаются не только автоспортом. Триатлоном, футболом, хоккеем. Люди, которым всё время не хватает чего-то в жизни. «Дакар» – это соревнование, которое объединяет и творчество, и науку, и физику. Это абсолютное экстремальное восприятие жизни. Никогда ты не поймёшь жизнь лёжа на диване. Здесь невозможно выиграть, если ты сам по себе не очень развит, если у тебя нет очень хорошей техники, если у тебя нет команды. Но самое главное – у тебя должна быть цель. Своя внутренняя цель. А если она есть, то можно достигнуть неожиданных результатов.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №7 от 17.01.2020

Сюжет

Дакар-2020
Свердловские экипажи ведут борьбу за победу на "Дакаре-2020".

Областная газета Свердловской области