Где припарковаться?

Штраф за парковку на газоне в Екатеринбурге — до 5 тысяч рублей. Но автовладельцев это не останавливает — во многих дворах припарковаться больше и негде. Неизвестный фотограф

Штраф за парковку на газоне в Екатеринбурге — до 5 тысяч рублей. Но автовладельцев это не останавливает — во многих дворах припарковаться больше и негде. Неизвестный фотограф

Нижнетагильские архитекторы предложили перекроить городские дворы, чтобы создать новые места для парковок. В городе зарегистрировано около ста тысяч транспортных средств, и каждое из них требует «места под солнцем».

Машина вместо дерева

В самом молодом микрорайоне Нижнего Тагила — Гальяно-Горбуновском массиве — должно быть 8400 парковочных мест. Однако на платных стоянках и в парковочных «карманах» умещаются менее половины. Остальные «ласточки» занимают не предназначенную для машин территорию. По этой причине сотрудники муниципального казённого учреждения «Мастерская Генерального плана» решили устроить в микрорайоне парковочную революцию. Они разработали проекты всех 14 кварталов многоэтажной застройки, найдя при этом для машин добавочные 3,5 тысячи мест и расширив дворовые проезды до нормативной ширины — пяти с половиной метров.

Кстати

По строительным нормативам на каждую тысячу населения положено 300 парковочных мест.

На заседании нижнетагильского градостроительного совета архитектор Татьяна Агаларова представила проектные решения по реорганизации внутридворовых территорий Гальянки. Больше всего было задано вопросов о сохранении существующих во дворах детских площадок, деревьев и цветников.

— В некоторых случаях при проектировании приходилось переносить детские площадки, убирать деревья, — сообщила Татьяна Агаларова. — При этом мы предлагаем посадки на новом месте. Если затрагиваем малые формы, также не убираем их, а предлагаем переносить на другое место — в зоны отдыха.

Руководителям мэрии проекты понравились, но до их реализации в ближайшее время дело не дойдёт. Во-первых, на стояночные реформы у города нет средств. Во-вторых, негоже принимать решения о перепланировке придомовых территорий, не заручившись поддержкой собственников жилья. В-третьих, не ясны юридические аспекты дворовых перестроек. Если собственники территорию отмежевали, имеет ли муниципалитет право вмешиваться в обустройство двора и выделять на это средства? Пока власти ограничились направлением проектов на публичные слушания.

Как отреагируют тагильчане на перекраивание дворов, неизвестно. Был случай в Невьянске, когда при проведении реконструкции дворов автовладельцы потребовали от администрации упразднить существующие тротуары вдоль домов в пользу автостоянок. На такой шаг невьянская мэрия не пошла, сохранив выбегающим из подъездов детям островки безопасности.

В Нижнем Тагиле тоже частенько возникают конфликты между соседями, не поделившими придомовую территорию. Очаги напряжённости возникают там, где жители не соглашаются послушно лавировать между машинами, заполонившими дворы. Активные пенсионеры защищают право на разбивку клумб, мамы отстаивают неприкосновенность детских площадок. Есть случаи драк между автовладельцами за парковочное место. Так, недавно на улице Красных Партизан желавшего припарковаться мужчину встретили трое подвыпивших соседей, вооружённых обрезом и травматическим пистолетом. К счастью, стрелять они не стали, ограничились нанесением побоев.

Очень редки примеры, когда удаётся при обустройстве двора учесть интересы всех жителей. Один из них — действия ТСЖ «Наш дом» на улице Пархоменко. На 224 жильца здесь приходится 60 личных авто. Под стоянку активисты приспособили пустырь — завезли 50 самосвалов грунта и сделали отсыпку. Помощи от муниципалитета при этом не просили. Возможно, жители Гальянки вдохновятся примером успешных ТСЖ и возьмутся за реализацию проектов «Мастерской Генплана» самостоятельно. Судя по плачевному состоянию тагильского бюджета, вряд ли скоро к ним придут добрые люди из мэрии, чтобы сделать уютнее жизнь городских кварталов.

Мест нет

Екатеринбург страдает от парковочного дефицита ещё больше. Сегодня в среднем на одну семью приходится по два автомобиля, но центральные микрорайоны Екатеринбурга проектировались и строились, когда такие объёмы автотранспорта казались невообразимыми.

— При этом вписать новые парковки в старую застройку почти невозможно, нормативы не позволяют. Если раньше проблему размещения личных авто ещё могли решать гаражи, то в двухтысячные этот вид недвижимости стал исчезать из дворов и вытесняться, например, точечной застройкой, — считает советник ректората УралГАХА Александр Стариков. — Проблему парковок и пробок в Екатеринбурге решит только агломерация, как во всём цивилизованном мире. Необходимо разгрузить центр города и развивать периферию, в том числе строить там многоуровневые паркинги.

Активист проекта «Живые улицы» Владимир Злоказов уверен, что большой город не совместим с идеей массовой автомобилизации, так что парковочных мест здесь не хватит на всех.

— Мест этих мало, к тому же они неверно оценены. Много лет этот ресурс был абсолютно бесплатным: есть место — ставь машину, а спрос только возрастал, поэтому сейчас парковочные места оказались дефицитным благом. Среди вариантов решения проблемы — создание условий для того, чтобы люди выбирали иные пути передвижения по городу, например, общественный транспорт, — отмечает он. — Сейчас власти пытаются выправить ситуацию в центре с помощью паркоматов, но, увы, до сих пор законодательно не выстроен механизм наказания за неоплаченную парковку. На мой взгляд, бесплатными должны оставаться места только для инвалидов, которым физически нужен автомобиль. Машина не является жизненной необходимостью для тех, кто способен воспользоваться общественным транспортом. Сегодня это личное желание человека — иметь машину, а если так, будь добр, ищи, где припарковаться.

Областная газета Свердловской области