«Россель не просто поддерживал идею, он торопил»

Николай Малых отмечает, что сейчас на УВЗ вновь трудные времена, поэтому руководство предприятия могло бы подумать о возрождении проекта «Уральский трактор». Неизвестный фотограф

Николай Малых отмечает, что сейчас на УВЗ вновь трудные времена, поэтому руководство предприятия могло бы подумать о возрождении проекта «Уральский трактор». Неизвестный фотограф

Нижнетагильский Уралвагонзавод имеет мировую известность благодаря созданию танков и железнодорожного подвижного состава. Это его магистральные профили. Но была страница в истории предприятия, накрепко связавшая машиностроителей с земледельцами. В середине нулевых Уралвагонзавод был активным участником приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса». О поддержке сельхозпредприятий и судьбе уральского трактора мы беседуем с Николаем Малых, генеральным директором УВЗ с 1997 по 2009 год.

Как всё начиналось

— Николай Александрович, расскажите историю создания сельскохозяйственного холдинга Уралвагонзавода.

— В 1997 году я стал генеральным директором завода. Время было трудное — семимесячные долги по зарплате, бартерные схемы оплаты. В это время завод имел подсобное хозяйство, там поголовье составляло 3,5 тысячи свиней. Я сначала распорядился — под нож. А ночью не мог уснуть, жалко хрюшек. Съедим за раз, а что потом? Отработали схему натуральной оплаты с курганскими сельхозпредприятиями. Они нам зерно поставляли на корм скоту, мы им — дизтопливо. Каждому работнику в счёт заработной платы стали выдавать мясо и продукты, произведённые нашими партнёрами. Связи крепли, и в 2002 году мы пошли на создание холдинга, где 51 процент акций принадлежал заводу. В холдинг «Уралвагонагро» вошли УВЗ со своим свинокомплексом, четыре крупных сельхозпредприятия Курганской области и ещё три хозяйства, расположенных в Горноуральском городском округе — неподалёку от Нижнего Тагила. Всего он объединил 2,5 тысячи человек.

— Вы родились в деревне Бобылёво под Кировом. Может, это вдруг проявились крестьянские гены?

— Нет, землю я не знаю, работать на ней не умею. Зато умею прислушиваться к мнению людей, которые в земледелии смыслят. Со всеми руководителями хозяйств у меня сложились добрые отношения. Завод их поддерживал, хотя сохранял финансовую строгость, не позволял деньги попусту «закапывать». Была хорошая, жизнеспособная схема частно-государственного партнёрства, при которой выигрывал и завод, и селяне. Нас поддерживали главы регионов — Эдуард Россель у нас и Олег Богомолов в Кургане. Именно наши сёла — Петрокаменское, Новопаньшино, Николо-Павловское — получили газ, хорошие дороги. Хозяйства воспряли, технику закупили, у людей поднялась зарплата.

— Где реализовывалась сельхозпродукция?

— Поставки по прямым договорам шли на завод. Снабжались два пищевых комбината УВЗ, 46 его столовых, а также заводские детсады и оздоровительные лагеря. Всё, что производилось сверх договорных объёмов, хозяйства реализовывали на рынке.

«Уральский трактор»

— А как родился проект «Уральский трактор»?

— В начале двухтысячных гособоронзаказ был небольшим, мы искали, как загрузить заводские мощности, чтобы не простаивало оборудование, не уходили квалифицированные кадры. Сначала стали осваивать производство дорожной техники — экскаваторы, погрузчики. Но спрос на неё был невелик.

Изучив материалы Минпромнауки, выяснили, что в стране востребован трактор второго тягового класса. Потребность составляла примерно 50 тысяч машин в год. Но как взяться за новую тему? Ведь мы понимали — в тракторостроении мы «нулевые».

— И всё же рискнули?

— Это был продуманный риск. Мы создали конструкторское бюро. Изучили все существующие на тот момент модели. Выяснили, что по всем основным параметрам подходит трактор липецкого завода. Он был разработан в перестроечные годы и в серию не попал. На его основе мы и создали РТ-М 160.

— Этот проект, помнится, активно поддерживался руководством области.

— Губернатор Эдуард Россель не просто поддержал идею, он всё торопил. Мол, когда трактор покажешь? Как человек государственный он понимал, что трактор перспективен не только для нашего завода. В кооперацию включатся предприятия, выпускающие навесное и прицепное оборудование, сервисные службы. Трактор способен дать импульс развитию целой отрасли.

— Когда же УВЗ выпустил первый свой трактор?

— В 2003 году. Дело оказалось непростым. На создании машины были задействованы лучшие наши кадры. Сначала процессом руководил главный инженер предприятия Владислав Андронов, затем Юрий Любимов. Старались сделать трактор многофункциональным, чтобы селяне использовали его как на пашне, так и на транспортных операциях. Полевые испытания провели в хозяйствах нашего холдинга. Потом работали над устранением замечаний, которые получили от селян. 28 декабря 2004 года Сертификационный центр автотракторной техники в Челябинске выдал разрешение на серийное производство. Мы стали выпускать небольшие серии, которые уходили в Удмуртию, Татарстан, Краснодарский край…

Проект посчитали лишним

— Конверсионные программы — не новшество. Многие заводы, работавшие на оборону, пытались освоить мирную продукцию. Как правило, это была нехитрая бытовая утварь. А вы замахнулись на выпуск серьёзной техники. Почему?

— На УВЗ прекрасные инженеры и рабочие высочайшей квалификации. Появилась новая возможность использовать их потенциал. Ещё одно направление в работе давало уверенность заводу в завтрашнем дне, расширение возможностей для манёвра.

— Но вскоре проект был свёрнут.

— Да, после моей отставки, в 2009 году, всё, о чём мы с вами сегодня говорили, посчитали лишним для предприятия — и помощь селу, и выпуск трактора, и садики с лагерями. Холдинг «Уралвагонагро» обанкротили, тракторную тематику закрыли. Но я по-прежнему уверен, что уральскому трактору просто не хватило времени, чтобы завоевать рынок и стать ещё одной точкой роста машиностроительной отрасли на Среднем Урале.

Кстати

В 2009 году новый генеральный директор Уралвагонзавода Олег Сиенко принял решение сократить направление по выпуску тракторов и другой спецтехники, закрыть конструкторское бюро и прекратить выпуск коммунальных машин, экскаваторов и тракторов. Его решение жёстко осудил губернатор Свердловской области Эдуард Россель. Антикризисная комиссия во главе с Эдуардом Росселем рассмотрела ситуацию на предприятии на тот момент — 10 тысяч работников из 32 находились в вынужденных отпусках, к концу года планировалось сократить ещё 6 тысяч человек. «Хорошо. Не нужен трактор – нет вопросов, давайте всё закупать за границей. С радостью к нам на рынок рвутся Белоруссия, Германия, американцы. Китайцы мечтают его освоить. Но нам президент и премьер ставят задачу развивать внутренний рынок, а как его развить без такого производства? — цитировали СМИ слова Эдуарда Росселя. — Надо самим создавать новые товары, навязывать их рынку и вытеснять других».

Областная газета Свердловской области