КРАНты

Фото: Алексей Кунилов.

Фото: Алексей Кунилов.

  • Опубликовано в №035 от 01.03.2016

В минувшую пятницу Екатеринбург потрясло падение строительного крана на стоящую поблизости пятиэтажку. Трагическое происшествие, из-за которого погиб крановщик и временно остались без крова жильцы повреждённых квартир, заставило задуматься о степени безопасности точечной застройки. В области грядёт волна проверок на стройплощадках — особенно тех, где используются башенные краны.

Что произошло?

Рухнувший башенный кран работал во дворе дома № 21 на улице Куйбышева — тяжёлая металлическая конструкция повалилась на соседнюю пятиэтажку. Кровля жилого дома оказалась частично разрушена, кроме того, кран повредил стены и балконы с третьего по пятый этажи в районе третьего подъезда. О причинах же ЧП в Екатеринбурге говорить пока рано — над их выяснением работают эксперты. Сейчас комиссия проводит анализ кранового оборудования — стандартный срок для таких проверок составляет 15 дней.

Почему произошло?

— Как показывает практика, чаще всего причина падения башенных кранов — несвоевременный их ремонт. Ответственность в большей степени лежит на собственниках оборудования, — рассказал «ОГ» пресс-секретарь Уральского управления Ростехнадзора Леонид Жвакин. — С 2013 года кранам как виду техники присвоен четвёртый класс опасности — самый низкий по классификации Ростехназора. В связи с этим наше ведомство не проводит плановые проверки таких объектов. Только в случае ЧП.

Чтобы разобраться в случившемся и предотвратить аналогичные случаи в будущем, по поручению губернатора Евгения Куйвашева организован оперативный штаб, участники которого пришли к выводу, что необходимо провести совместные проверки Госжилстройнадзора и территориального управления Ростехнадзора. Естественно, основное внимание будет обращено на точечную застройку, потому что там башенные краны используются в опасной близости от жилых домов. Параллельно все стройки области, где работают башенные краны, проверит прокуратура.

По словам Андрея Бриля, полномочного представителя гильдии управляющих и девелоперов в Свердловской области, никаких дополнительных требований к технологическим процессам на таких стройках нет.

Кстати

Согласно нормативам градостроительного проектирования Екатеринбурга, расстояние между домами и их взаиморасположение должны рассчитываться с учётом массы факторов. Один из самых важных — освещение (жилые помещения должны получать непрерывный доступ к солнцу минимум на два с половиной часа в день). Огромное значение имеют и противопожарные требования.

Против точечной застройки

Но если конкретную причину трагедии установить ещё предстоит, то причина общая, более глубокая, не вызывает вопросов: это так называемая точечная застройка, когда новостройки возводятся на пятачках между другими строениями. В этих ситуациях стрелы кранов постоянно нависают над заселёнными домами, а если происходит ЧП — то трагедии, подобные пятничной, практически неизбежны.

Проблема точечной застройки актуальна не только для Екатеринбурга, но и для городов-спутников. Эти фото прислал в «ОГ» читатель Анатолий Панов из Верхней Пышмы. Он — собственник земельного участка и жилого дома, расположенного на пересечении улиц Орджоникидзе — Свердлова.

На расстоянии одного метра от его забора компания ЗАО АСЦ «Правобережный»  ведёт строительство 14-этажного здания. Кран работает прямо над крышей его дома, а на участок падает строительный мусор и куски арматуры.

— Мы категорически не одобряем точечную застройку в городе, — говорит министр строительства и развития инфраструктуры Свердловской области Сергей Бидонько. — Но мы не можем запретить работать компании, получившей разрешение на строительство. Точечная застройка очень популярна среди застройщиков, поскольку позволяет экономить на создании инженерной инфраструктуры. Да и покупателю нравится жильё, которое близко к центру города и окружено уже слаженной сетью необходимых учреждений — аптеки, детские сады, магазины и так далее.

Удивительно, но сколько в Екатеринбурге точечных строек, является загадкой даже для департамента государственного жилищного и строительно надзора Свердловской области: «ОГ» обратилась в ведомство за этой информацией, но ответ обещали дать только в течение месяца. «Поручение проверить объекты точечной застройки дано там только вчера, и их полного перечня мы на руках не имеем», — ответили нам.

Зато жители города прекрасно знают, где идёт строительство — чаще всего рядом с такими объектами тяжело жить, даже если не падают краны, потому что работы могут вестись круглые сутки. В октябре 2015 года «ОГ» писала о стройках-полуночниках. Жители домов на Испанских Рабочих, 35, Азина, 55 и Челюскинцев, 88 пытались уснуть под шум со стройплощадки на Челюскинцев, 82. Нередко дома вырастают в давно застроенных районах на местах детских площадок, закрывшихся больниц (Мичурина, 132), скверов (Восточная, 96). К застройщиками здесь формально не может быть претензий — разрешения на строительство имеются. Вопрос возникает к департаменту архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации Екатеринбурга, который такие разрешения выдаёт. По словам Сергея Бидонько, проверки точечных строек помогут решению этой проблемы.

Хроника происшествий

Трагические случаи на стройках, аналогичные тому, что на днях произошёл в Екатеринбурге, нередки. Только за последние десять лет было как минимум 13 громких случаев.

  • 9 августа 2006 года в Первоуральске гусеничный кран, задействованный в строительстве девятиэтажки, упал на трёхэтажное здание учебно-производственного комбината. Стрела выбила окна в туалете на первом этаже, повредила крышу и кровлю.
  • 13 сентября 2007 года башенный кран упал на стройплощадке в Кушве, погибла крановщица.
  • 14 марта 2008 года в Екатеринбурге из-за лопнувшего троса упал кран на улице Крупносортировщиков. Погибли крановщик и мастер участка.
  • 17 мая 2008 года в Екатеринбурге из-за заводского брака с разницей в несколько часов упали кран на улице Малышева и стрела на улице Билимбаевской.
  • 4 июля 2008 года строительный кран упал на подъездные пути станции Верхняя Салда.
  • 10 сентября 2008 года нетрезвый машинист опрокинул строительный кран в Екатеринбурге на Сыромолотова, 7 на стройплощадке детского сада.
  • 28 сентября 2009 года стрела башенного крана упала на 5-этажный дом на улице Шмидта, 60 в Екатеринбурге, повредив водонапорную трубу и окно.
  • 13 января 2011 года в посёлке Бисерть на технологической площадке при разгрузке леса упал мостовой кран. Погибла крановщица.
  • 18 мая 2011 года стрела крана упала на екатеринбургской стройке в районе перекрёстка улиц Фурманова и Серова. Подъёмник не выдержал тяжести контейнера со строительным мусором, который рухнул на проезжую часть, перекрыв движение и оборвав линию электропередачи.
  • 19 октября 2011 года кран обрушился в Заречном, раздавив рабочего, который проводил демонтаж.
  • 22 октября 2011 года стрела крана упала с высоты 14 метров на стройке в районе Широкой Речки. Один рабочий погиб, второй получил травмы.
  • 9 января 2013 года после падения строительного крана на линию электропередачи в Верхней Салде оказались обесточены 20 многоквартирных домов и цех предприятия «ВСМПО-Ависма».
  • 13 мая 2014 года в Каменске-Уральском рухнувший кран проломил бетонный забор, ограждавший стройплощадку, оборвал провода и упал на дорогу, перекрыв движение.

Подготовила Ольга Кошкина

P.S. Мы постоянно получаем десятки писем читателей о точечных застройках в Екатеринбурге. И, чтобы не быть голословными, в следующем номере мы предоставим им слово.

Областная газета Свердловской области