«Мы сделали спектакль про город Ирбит»

 Любимый чеховский герой у Батуриной – Андрей Прозоров: «Его больше всего жалко. Он думал, что станет профессором. В итоге проиграл  в карты дом, всё. Он малахольный. Живёт на отцовскую пенсию. Я их всех жалею и прощаю...» Фото: vk.com

Любимый чеховский герой у Батуриной – Андрей Прозоров: «Его больше всего жалко. Он думал, что станет профессором. В итоге проиграл в карты дом, всё. Он малахольный. Живёт на отцовскую пенсию. Я их всех жалею и прощаю...» Фото: vk.com

  • Опубликовано в №192 от 17.10.2015

170-й сезон в Ирбитском драматическом театре имени А.Н. Островского открывает спектакль по пьесе Антона Чехова «Три сестры». И казалось бы, всё логично – юбилей, классическое для театра произведение, но не всё так консервативно. Автором постановки является известный по своим работам в других театрах области и страны режиссёр – Юлия Батурина (фото: vk.com). А тот, кто видел её спектакли, знает: традиционного прочтения классиков ждать от неё не стоит… В преддверии премьеры Юлия рассказала «ОГ», что поставила спектакль о современной России.

– Юлия, Ирбит – уже третий театр нашей области, с которым вы сотрудничаете. До этого были Серов и Каменск-Уральский. И эти предыдущие попытки оказались более чем удачными – спектакли получили признание и призы престижных театральных фестивалей. Какие впечатления от работы в Ирбите?

– В Ирбитский театр я приглашена как независимый режиссёр – по сути, сейчас я в свободном плавании. Да, у меня назначено время, я провожу репетиции. Но если возникают проблемы, их решают главный режиссёр театра Леван Допуа и директор Борис Гинзбург. Я же делаю спектакль. Без груза ответственности за труппу голова болит меньше. А вообще, в создании нашего спектакля весь театр участвовал – от директора до уборщицы, я настаиваю на том, что это коллективное творчество. Костюмы нам вообще сделала модельер из Перми Елена Королёва, человек с мировым именем. У неё своё швейное производство, постоянная занятость, но она согласилась нам помочь. Что касается актёров – то это молодые ребята, с которыми работать было нетрудно. Артисты для меня – инструменты. А режиссёр – дирижёр. Он придумывает историю, а актёры исполняют. Я знаю, где прибавить, где убавить. И актёры Ирбитского театра прекрасно меня понимают.

– Каждый ваш спектакль – настоящий сюрприз. В Серове вы поставили «Ромео и Джульетту» в японском стиле, в Каменске-Уральском случилась современная интерпретация «Короля Лира». Ирбитского зрителя шокировать собираетесь?

– Сто процентов! Пока все в шоке от того, что мы делаем. Мы много говорили с артистами о мотивах, посылах. Как режиссёр я тяготею не просто к авангарду, а к авангарду-абсурду. Всех секретов раскрывать не буду, но почему на сцене будет театр абсурда, поясню. В одном доме люди живут. Но все по отдельности. Это как модель многих наших семей: вроде бы должны любить друг друга, но не получается. Три сестры – разные характеры, разные судьбы. Ирина – мечтает полюбить. Это для неё смысл жизни. И уже перед самым отъездом в Москву она понимает, что любит Тузенбаха, такого, какой есть – некрасивого, странного. И для неё всё меняется. Она говорит: «Будем жить!», и в этом всё настоящее и будущее.

Маша – самый свободный персонаж. Она венчалась в храме, поэтому от мужа никогда не уйдёт. И это даёт ей свободу, позволяет делать всё, что хочется. В этом абсурдность чеховской пьесы.

Ольга – учительница, которая не любит детей. И становится начальницей гимназии. Опять абсурд! Пьеса начинается словами «Отец умер», а заканчивается – «Будем жить!». В этом надежда, перерождение. Это драма, не трагедия. Вообще, это про людей, которые не знают, куда идти, практически – про современную Россию. Что изменилось? Ничего. Денег ни у кого нет. Молодёжь разъезжается в большие города. У меня есть образ спектакля: манекены на цепях, белые, безликие. Изломанные. Мы сделали спектакль про город Ирбит. Зритель должен увидеть людей, себя увидеть.

– Какой бы вам хотелось видеть постпремьерную жизнь спектакля?

– Хочу свозить «Три сестры» в постановке Ирбитского драматического театра на фестиваль, чтобы его посмотрели столичные профессионалы. Хочу, чтобы молодые ребята тоже смогли себя реализовать. Я не делаю конкурсных спектаклей специально, как-то само всё получается. Но то, что для Ирбита это будет очень необычная постановка – точно.

– А для Москвы?

– В самый раз. Мы глубоко копаем в человеческую душу. Какая бы форма ни была, мы играем «про любовь». Как ни странно. Ведь всё в этой пьесе движется именно любовью.

Областная газета Свердловской области