Темы дня

Владимир Петелин: «Киноиндустрия блокбастерами загнала себя в угол»

Владимиру Петелину 37 лет. В сети кинотеатров «Премьер Зал» он работает с 2001 года.  На должности руководителя - с 2010-го. Сама же компания была основана в 1998-м. Фото: Сеть кинотеатров «Премьер Зал»

Владимиру Петелину 37 лет. В сети кинотеатров «Премьер Зал» он работает с 2001 года. На должности руководителя - с 2010-го. Сама же компания была основана в 1998-м. Фото: Сеть кинотеатров «Премьер Зал»

В Екатеринбурге уже в 21-й раз прошёл профессиональный форум для инвесторов, собственников и управляющих кинотеатров – «Веду Кинобизнес». Его организатором выступает сеть кинотеатров «Премьер Зал», и в частности её генеральный директор – Владимир ПЕТЕЛИН. «Областная газета» встретилась с руководителем одной из крупнейших киносетей в стране, основанной и базирующейся в Екатеринбурге, чтобы узнать о проблемах, будущем и развитии кинопрокатного бизнеса в столице Урала.

– Владимир Викторович, форум проходит уже в 21-й раз (формат менялся, мероприятие проводилось и несколько раз в год. Своё начало берёт с 2005 года. – Прим. «ОГ»). За это время проблемы в вашей среде всё те же?

– Они разные, но есть, конечно, те, которые остаются. Главная – наполняемость залов. Эту проблему мы обсуждаем на каждом форуме. Наши партнёры, коллеги – все и всегда интересуются, как же именно привлечь зрителя. Давайте обратимся к статистике: средняя заполняемость многозального кинотеатра в торговом центре – 18 процентов. Понятно, что в зависимости от времени суток эта цифра варьируется, но в целом это считается хорошо. Если взять стоместный зал и прикинуть это значение на год, то получается в среднем 18 человек в день. Но повторю, что в торговом центре это считается нормально. Бывает и 15 процентов. В «тихий» сезон, когда нет в прокате «Мстителей», например, мы имеем 8–9 процентов.

– Это понятно, а сама причина меняется?

– Ситуации, да, разные. Тут важна, например, экономическая составляющая. На сегодняшний день мы понимаем, что в дело вступает конкуренция. Между самими кинотеатрами, в среде кинопрокатного бизнеса, а также в сфере онлайн-контента. Это и онлайн-кинотеатры, Ютьюб, соцсети, игры, киберспорт. Они отнимают у человека самое ценное – время. Организуя форум, мы фокусировались на разных моментах. Изначально – познакомить наших партнёров с будущими фильмами, которые выйдут в прокат. Приглашали ведущих дистрибьюторов. Но постепенно мы пришли к тому, что нужно рассказывать не только о продукте, но и в целом говорить о заработке. Не только о билетах, но и о сопутствующих вещах. Нужно разбирать тренды организации самого кинобизнеса. Ещё и вопрос, связанный с тем, что отрасль кинопроката, как и любую другую, наше государство старается регулировать. Здесь вступают в силу истории, например, со сдвиганием дат выхода фильма. Наша задача – не потерять аудиторию. Думаю, нужно работать с привлечением онлайн-технологий, иначе развиваться не получится. Сейчас у каждого есть смартфон и правильно не расклеивать рекламу по городу, а посылать на телефон. Способов – масса. Кроме того, должна быть возможность продавать билеты и продукты кинобара тоже онлайн. Эти вопросы актуальны для каждого кинотеатра.

– Но разве кинотеатр в конечном счёте не становится заложником ситуации? Ведь кинотеатры в современных реалиях без показов тех же блокбастеров просто не выживут?

– И да, и нет. На самом деле у нас всегда есть что показать. Фильмов каждую неделю выходит много. Но встать с дивана и прийти в кино заставляют только яркие блокбастеры, которые имеют мощную рекламную кампанию. Яркий пример – «Мстители». Фильм привёл кучу людей в залы. Мы таких предпродаж не видели с момента «Аватара». Но важно понимать, что это пассивная позиция. В среднем каждую неделю выходит около десяти фильмов. Это много даже для восьми-десяти-зального кинотеатра. Фильм идёт не одну неделю, показы наслаиваются и ассортимент зрителю мы можем предложить довольно большой. Но многие из этих фильмов не имеют информационной поддержки. И вот тут уже важно понимание руководителей кинотеатров, что от пассивной позиции нужно переходить к активной и пытаться как-то взаимодействовать со зрителями напрямую. Приглашать к себе не только на «Мстителей» и «Пиратов Карибского моря», но и на массу других хороших фильмов.

– Локально одному кинотеатру это нереально.

–  Это сделать тяжело. Но мы убеждены, что этому поспособствуют IT-технологии, которые помогут анализировать зрителя, собирать необходимые данные о том, что ему интересно. Если честно, кинотеатральная индустрия блокбастерами загнала себя в угол. Из-за этой позиции мы получили стабильную аудиторию, которая потребляет «попкорн-кино». А другая аудитория, например, более взрослая, не находя для себя чего ничего интересного – в кинотеатры ходить перестаёт. Благо последние лет пять эта ситуация чуть меняется. Как раз из-за того, что кинотеатры расширяют свой контент. Авторское кино сейчас приходит не только в Москву и Питер, как было раньше, но и в Екатеринбург, и другие города.

– Но есть же и другая позиция, которая гораздо хуже пассивной: «Не пойду в кино – дождусь, когда будет в Интернете». Я говорю не только о пиратстве, но и о, например, онлайн-кинотеатрах.

– Проблема это или нет – однозначно ответить сложно. Пока это данность. Давно, когда появилось кино, все решили, что театров больше не будет. Когда появились первые видеокассеты, то говорили, что не будет кинотеатров. С появлением онлайн-платформ многие думают, что кинотеатры умрут. Думаю, нужно перезагрузиться и посмотреть на процессы по-другому. Может, кинотеатры вступят в коллаборацию с онлайн- платформами. Может быть, будем повышать качество кинопросмотра. Это, кстати, мировой тренд. Нужно даже улучшать комфорт самого зала, ставить удобные, функциональные кресла.

– Кинопрокатная отрасль поддерживается Фондом кино в формате выделения денег на реконструкцию кинотеатров. Система работает?

– Мне кажется, система до конца не была продумана. За последние три-четыре года были распределены средства на открытие восьмисот кинозалов по всей стране. Они открылись, но возникла сложность – как существовать дальше ? Я имею в виду кинотеатры в малых городах. Содержать сами себя залы не всегда могут. Сейчас, когда я общаюсь с представителями Фонда кино и Министерства культуры, вижу, что понимание этих проблем наступило. Знаю, что они изучают стратегию, чтобы эти кинотеатры могли нормально существовать.

– Вернёмся к вопросу об авторском кино и блокбастерах. Как у вас в сети формируется программа? Насколько высока доля отечественного продукта?

– Всё очень просто – мы работаем для зрителя. Анализируем прошлые сборы наших кинотеатров, имеем возможность спрогнозировать параметры сборов того или иного фильма. Это аналитика. Если говорить про российское кино, то отечественный продукт может занять максимум 30 процентов экранного времени. И то только после титанических усилий государства, которое вкладывало деньги и распределяло релизы. Не секрет, что многие российские продюсеры хотят выйти в канун Нового года. В итоге происходит засилье наших фильмов в зимние праздники, а в июне-июле может быть провал. И что делать? Мы просто физически ничего не можем показать. Поэтому надо ориентироваться на текущий спрос. И возникает ситуация, что иногда в прокате 5 или 10 процентов отечественного кино, а иногда и 50. Добавлю, что мы ни в коем случае не за американский продукт. Мы поддерживаем развитие нашего кино, но мы занимаемся бизнесом – это рынок. А зритель голосует рублём. Силой заставить зрителя смотреть тот или иной фильм мы не в состоянии, как и Министерство культуры.

– Кинотеатр «Салют» теперь в сети «Премьер Зал». Он славился тем, что много времени уделял показу российского кино, европейских фильмов. Не так давно прозвучала идея, что в двух уралмашевских кинотеатрах – «Знамени» и «Заре» будет подобная программа. По сути, они превратятся в киноклубы. Это будет рентабельно?

– Идея продолжает существовать. В том числе и как раз благодаря тому, что мы стали плотно работать в партнёрстве с кинотеатром «Салют». У них есть многолетний опыт работы с аудиторией, которой интересно авторское кино, европейские фестивальные картины. Мы сейчас формируем репертуар кинотеатра «Салют», ориентируясь на его аудиторию, которая уже есть. Хотим этот опыт развивать и транслировать на наши площадки. Хотим провести эксперимент и, кстати, не только в Екатеринбурге. Могу сказать, что, например, в «Знамени» достаточно взрослая аудитория. Один из залов там работает с репертуаром, аналогичным «Салюту». Пару лет назад я познакомился с женщиной из киноклуба Дома кино. Она не знала, кто я, и говорит мне: «Мой самый любимый кинотеатр – «Знамя». Там есть фильмы, которых нет больше нигде». На примере «Салюта», и теперь наблюдая за маленьким экспериментом в «Знамени», мы видим, что аудитория есть. Да, залы небольшие, заполняемость в целом небольшая, но такой вариант имеет место быть. И нам очень хочется его развивать. По сути, это поиск возможностей быть на рынке более стабильными. Блокбастеры автоматически приводят людей в залы и набивают битком, но они выходят нечасто. А всё остальное время многим кинотеатрам зачастую приходиться выживать. Поэтому это необходимость для бизнеса.

  • Опубликовано в №83 от 17.05.2019
Областная газета Свердловской области
.