Велодосуг столетней давности

Софья Владимировна Машарова (в центре) во время одной  из велопрогулок на озеро Шарташ. Фото предоставлено Эльвирой Гринберг

Софья Владимировна Машарова (в центре) во время одной из велопрогулок на озеро Шарташ. Фото предоставлено Эльвирой Гринберг

  • Опубликовано в №018 от 03.02.2016

К нам в редакцию обратилась наша постоянная читательница Эльвира Алексеевна Гринберг. Она поделилась фотографиями начала ХХ века из семейного архива. На весьма хорошо сохранившихся карточках запечатлены её бабушка и дедушка на велосипедах, в тот период ещё не самом распространённом средстве передвижения, тем более в Екатеринбурге.

На эту спортивную в общем-то тему нашу читательницу неожиданно вывел один материал в «ОГ». 31 октября на литературной полосе мы подводили итоги городского издательского конкурса «Книга года – 2015». И в одной из номинаций победил труд «Повсе­дневная жизнь Екатеринбурга на рубеже XIX-XX веков: Очерки городского быта». На страницах «ОГ» его представляли сами авторы Владимир Микитюк и Ольга Яхно. В разговоре с нашим корреспондентом они и упомянули, что самое старое в городе спортивное общество – именно велосипедное. Решение о его создании, как рассказывается в самой книге, было принято ещё в 1885 году.

– Я вспомнила, что есть у меня фотографии бабушки и дедушки, почтовых служащих, Софьи Владимировны и Владимира Дмитриевича Машаровых, где они с велосипедами, – сообщила Эльвира Алексеевна. – Нашла те снимки, когда перебирала семейный архив. Бабушка говорила, что они ездили на велосипеде на Шарташ. Брали выпечку, самовар. Даже не знаю, как они его к велосипеду прикрепляли. Может, привязывали? Когда бабушка упоминала в каких-то разговорах о велопрогулках, я была ещё маленькая, училась в младших классах... Её самой давно нет. Но, думаю, фотографии сделаны в 1912–1915 годах.

Именно общество велосипедистов-любителей и положило начало развитию множества видов спорта в нашем городе. Возможно, это огорошит теннисистов, тяжелоатлетов, футболистов, хоккеистов, конькобежцев, лыжников. А также поклонников гонок на мотоциклетках, французской и русско-шведской борьбы (если таковые остались).

Кстати: 16 сентября 1900 года в Екатеринбурге торжественно открылся велодром, ныне – Центральный стадион.

Общество не прекращало работу даже в Первую мировую войну. Оно проводило велогонки, соревнования по конькам, фигурному катанию. И, например, принимало участие в организации военно-спортивного комитета. Екатеринбургское общество велосипедистов (кстати, уже с дополненным названием «и любителей физического развития») закрылось только в 1919 году, когда многие его представители и руководители покинули город.

Так выглядел зимний павильон общества, который появился в начале XX века на западном берегу городско­го пруда. Деревянный павильон был выстроен в восточном стиле, его архитектором стал Иосиф Фальковский. В одной из комнат расположился гимнастический зал. В летнее время работали кафе и лодочная станция, зимой здесь было всё для конькобежцев и фигуристов, так что действительно именно велообщество способствовало развитию других видов спорта на Урале. Фото: ic.pics.livejournal.com

– В моём детстве велосипеда, можно сказать, не было, – добавила Эльвира Алексеевна Гринберг. – Оно пришлось как раз на годы Великой Отечественной войны. Нам, конечно, было не до велосипеда. Так и не сложилось.

Что должен делать велосипедист «в случае беспокойства лошадей» и с какой стороны объезжать экипаж? Правила езды по Екатеринбургу, принятые обществом велосипедистов.

  • Едущие на велосипеде должны держаться правой стороны улицы ближе к тротуару;
  • Объезжать пешеходов, верховых всадников и экипажи только с левой стороны;
  • В случае беспокойства лошадей велосипедист обязан умерить ход и сойти с велосипеда и по возможности закрыть его собой;
  • Огибать угол или пересекать улицу следует по возможности тихим ходом;
  • При совместной езде велосипедисты должны ехать не более как по двое в ряд с промежутками между рядом не менее сажени;
  • Воспрещается ездить на велосипедах по тротуарам, бульварам, в скверах и в местах скопления публики;
  • При встрече с крестным ходом, большими похоронными процессиями или вообще со значительным количеством пешеходов, либо экипажей, велосипедист обязан сойти с велосипеда и провести его в руках или же уехать в боковую улицу.
Областная газета Свердловской области