Темы дня

На Верх-Исетском пруду – будущее мирового матч-рейса

Один из лидеров первенства мира – новозеландский экипаж, оставляет за спиной своих преследователей. Для скорости команды разворачивают спинакер – особый тип паруса.Фото: Павел Банников

Один из лидеров первенства мира – новозеландский экипаж, оставляет за спиной своих преследователей. Для скорости команды разворачивают спинакер – особый тип паруса.Фото: Павел Банников

В Екатеринбурге, на акватории Верх-Исетского пруда, стартовало первенство мира по матчевым гонкам. 12 экипажей из 12 стран борются в столице Урала за молодёжный Кубок. Уже прошли первые гоночные дни, на одном из которых побывал корреспондент «Областной газеты».

Мы уже много раз рассказывали, как сухопутный Екатеринбург постепенно становится всё более значимой точкой на карте парусного спорта: за последний год это уже вторые международные соревнования со статусом «мировой», а впереди ещё чемпионат Европы в 2020 году и большие шансы на самое главное событие в матчевых гонках – чемпионат мира в 2021-м. Но пока не будем загадывать и сконцентрируемся на первенстве мира.

Если в прошлом году, когда на Верх-Исетском пруду соревновались сильнейшие женские экипажи, пришлось едва ли не два часа ждать ветер, то в этот раз Урал сразу же подарил участникам идеальную погоду для матч-рейса. И хоть старт в первый день был намечен на десять утра, погодные условия – ветер и тучи – заставили экипажи аж на полчаса раньше выйти на воду: а то мало ли сколько придётся ждать… Первая шестёрка участников оперативно подготовила свои «Рикошеты-747» и умчалась к стартовым буйкам.

– Хороший, конечно, ветер, но я замёрз, – с улыбкой на лице сказал японский яхтсмен Кодаи Муцуда, оставшийся ждать своей очереди на берегу. – У нас в Осаке сейчас 37 градусов на улице, очень жарко.

Между тем экипажи из Новой Зеландии, Австралии, США, Франции, Чехии, России сражались между собой в нескольких сот метров от берега. Ничего не поделаешь, но, увы, совсем не зрелищный парусный спорт с берега. Можно, конечно, вооружиться биноклем, но всё равно не то. У тех же, кто имел возможность подплыть на специальном катере ближе – эмоций масса. Когда побываешь в самом эпицентре гонки, понимаешь, в чём главный сок матчевых гонок, видишь накал борьбы и реальное водное сражение. Рядом раздаётся громкий всплеск. Это тренирующиеся неподалёку байдарочники и каноисты засмотрелись на гонки и столкнулись между собой, получив порцию критики от тренера.

Правила у матчевых гонок, на самом деле, довольно простые. Каждый соревнуется с каждым. Экипажи должны обогнуть два знака (буя), между ними где-то около мили. Пришёл первым – победил, заработал очко. Проиграл – ноль. Задел яхту соперника, неправильно заблокировал – штраф, будь добр развернуться вокруг своей оси. Итоговые очки суммируются. В следующую стадию проходят четыре экипажа, в финал, соответственно, два.

В Екатеринбург приехали лидеры своих стран, прошедшие отборы у себя на родине (по правилам – не старше 23 лет). В Австралии и Новой Зеландии они, к слову, довольно серьёзные. Лидеры их команды – Том Граймс и Николас Эгнот-Джонсон – входят в первую двадцатку мирового рейтинга шкиперов матчевых гонок. Скорее всего, между ними и развернётся основная борьба. Австралийский экипаж выиграл в первый гоночный день.

Матчевые гонки. экипаж Марка Абдракипова
На фото – экипаж Марка Абдракипова, который представляет Россию. Ещё ни разу нашим экипажам не удалось войти в тройку сильнейших на первенстве мира. Фото: Павел Банников

– Весь день была очень напряжённая борьба, но мы старались быть спокойными, – отметил Граймс. – Я считаю, что мы справляемся пока неплохо. С уверенностью могу сказать, что этот день мне определённо запомнится – ветер для нас был попутным.

Россию представляет экипаж Марка Абдракипова из Челябинска. Именно он в довольно упорной борьбе, в июле этого года, тут же в «Коматеке» на российском отборе обошёл екатеринбургский экипаж и оставил его за бортом первенства мира. К сожалению, по итогам первого дня он смог выиграть только один «матч».

– Первые отзывы о соревнованиях – самые положительные, – рассказал вице-президент Всероссийской федерации парусного спорта Юрий Крюченков. – У нас, в Екатеринбурге, очень хорошие условия. Организуем командам ещё и выход в город, чтобы они могли полюбоваться столицей Урала. А можно я вам расскажу об одном расстройстве? В положении допускалось 12 команд – по одной из страны. Международная федерация нам сказала, что если кто-то откажется – Россия может выставить два экипажа. К сожалению, все приехали, и от нашей страны – одна команда (смеётся).

Первенство мира, которое впервые проходит в России, завершится 17 августа. Все заезды можно совершенно бесплатно наблюдать с берега у яхт-клуба «Коматек».

  • Опубликовано в №145 от 15.08.2019
Областная газета Свердловской области