Андрей Цветков рассказал, когда удастся решить проблему с медицинскими кадрами в Свердловской области

Мминистр здравоохранения Свердловской области Андрей Цветков

По словам Андрея Цветкова, в планах министерства здравоохранения региона – отремонтировать ветхие поликлиники и больницы в регионе, заниматься открытием новых медицинских учреждений. Фото: Павел Ворожцов

Конфликты в больницах Свердловской области в последнее время часто попадают в информационную повестку и региона, и федерации. При этом положительные изменения в сфере здравоохранения часто остаются без внимания СМИ. В эксклюзивном интервью «Облгазете» министр здравоохранения Свердловской области Андрей ЦВЕТКОВ рассказал, как на самом деле обстоят дела в Центральной районной больнице Богдановича, когда не будет дефицита врачей в области и каким образом удастся снизить смертность от онкологии в регионе.

15 новых ФАПов и 200 врачей

– Минувшей осенью Владимир Путин обратил особое внимание на проблемы в первичном звене здравоохранения России и поручил подготовить план по модернизации первичной медицины в регионах страны. Для Свердловской области он уже есть?

– Мы составили большой план организации работы первичных учреждений здравоохранения в Свердловской области и направили его в Министерство здравоохранения России. Сейчас наши предложения согласовывают, затем будет принято решение об их финансировании. Самое главное – повышать качество и доступность медицинской помощи. Каждый житель Свердловской области из любого её уголка должен иметь возможность попасть к специалисту и получить консультацию и медицинскую помощь. Для этого необходимо наполнять медицинскими кадрами больницы и поликлиники, открывать новые фельдшерско-акушерские пункты, развивать телемедицину, ремонтировать и оснащать медицинские учреждения – всё это есть в наших планах.

– Сколько новых ФАПов откроют в нашем регионе в этом году?

– На этой неделе мы открыли один модульный ФАП и врачебную амбулаторию. До конца года появятся ещё примерно 15 ФАПов. В 2019 году мы открыли десяток стационарных фельдшерско-акушерских пунктов, сейчас их почти 600 в Свердловской области. Но мы будем закупать и мобильные ФАПы. Сегодня по области курсируют более 70 передвижных медицинских комплексов. Это не только ФАПы, но и маммографы, флюорографы, стоматологии, офтальмологии и даже онкопатруль – установка, где можно сделать снимок, провести осмотр и поставить предварительный диагноз. В итоге в прошлом году на таких передвижных комплексах мы обследовали почти в четыре раза больше людей, чем раньше на них же.

– В первичной медицине остаются проблемы, в первую очередь – дефицит кадров. Осенью прошлого года вы говорили, что в Свердловской области не хватает около тысячи врачей. Как решается этот вопрос?

– Мы постепенно покрываем этот дефицит, в первую очередь за счёт студентов. С 2012 года Свердловская область первой в России начала готовить по 130 студентов медицинского университета в год за счёт средств областного бюджета. С 2018 года появился губернаторский набор, так что теперь мы обучаем за счёт средств областного бюджета всего по 180 человек в год.

В первичное звено теперь приходит больше специалистов: в прошлом году мы впервые дополнительно приняли на работу 67 участковых терапевтов и 63 участковых педиатра. Всего в 2019 году в свердловские больницы устроились почти 200 специалистов. Но так как нам важны не только врачи, но и фельдшеры, медицинские сёстры, то мы увеличили набор в Областном медицинском колледже практически на 200 человек. К слову, медицинские сёстры после прохождения двухгодичной программы переподготовки кадров могут стать фельдшерами. У нас есть дефицит хирургов, анестезиологов, кардиологов, неврологов и онкологов, но по ряду специальностей в стационарах полный комплект врачей. Думаю, для улучшения ситуации с кадрами в области нам нужно ещё два-три года.

Квартира за переезд

– Случается, целевики не возвращаются на работу в село или, отработав там положенное время, уезжают в крупные города. Либо возвращают сумму, потраченную бюджетом на их обучение, и устраиваются на работу по своему усмотрению. В результате специалистов в сельских и отдалённых медицинских учреждениях всё равно не хватает.

– Некоторые выпускники действительно не остаются работать в сельских больницах, но сейчас федеральное законодательство изменилось, и если человек не приезжает на работу в положенную больницу, мы взыскиваем с него потраченные на обучение средства плюс штраф. Важно, чтобы студенты сами хотели работать в больницах в небольших городах и сёлах. Поэтому в прошлом году мы организовали медицинский отряд. Студенты нашего медуниверситета приехали в городскую больницу Асбеста, куда должны устроиться после окончания вуза и поработали там. После этого даже студенты из других регионов, обучающиеся у нас, захотели работать в больнице Асбеста. Такое взаимодействие с наставниками мотивирует молодёжь, так что в этом году мы организуем несколько подобных отрядов и в других больницах области.

– Удержать специалистов в сельских больницах тоже непросто, особенно молодых…

–  Принята региональная программа по обеспечению кадров здравоохранения жилыми помещениями и квартирами, и сегодня мы выдаём жилищные сертификаты нашим врачам и фельдшерам. В прошлом году выдали 57 таких сертификатов, в этом году планируем около 90. Это позволяет закреплять специалистов на работе в отдалённых территориях. Главы наших муниципалитетов также предоставляют служебное жильё медицинским кадрам. С 2020 года в рамках федеральной программы «Земский доктор» врачи, переезжающие на работу в небольшие города и сёла, будут получать по полтора миллиона рублей при переезде, фельдшеры – по 750 000 рублей. А в Ивделе, например, таким врачам и фельдшерам выплачивают по дополнительному миллиону, так что кадровая ситуация там налаживается.

врачи
Министр здравоохранения Свердловской области считает, что через пару лет нам удастся преодолеть дефицит медицинских кадров за счёт прихода на работу молодых специалистов, отучившихся по целевому направлению. Фото: Алексей Кунилов

Болевые точки

– А какова сейчас ситуация в больницах Нижнего Тагила, откуда хотели увольняться хирурги?

– В Нижнем Тагиле никто не уволился, все хирурги продолжают работать на своих местах. В нижнетагильские больницы приходят новые врачи, так что укомплектованность кадрами в городе достаточно высокая, и проблем там мы не видим.

– В последнее время не менее обсуждаемая тема – Центральная районная больница Богдановича. Действительно ли ситуация в этой больнице непростая?

– Это ситуация совсем не медицинская и касается персонала, который не связан с лечебным процессом. Работники прачечной или пищеблока – не медики. Однако их побудила к протесту небезызвестная организация «Альянс врачей», которая устраивает разные протестные акции в России. На самом деле никакой ужасной ситуации в больнице Богдановича нет. Мы вложили около 150 миллионов рублей в её ремонт и оснащение и хотим сделать учреждение таким, чтобы там не только предоставляли качественную медпомощь, но и чтобы туда было приятно зайти. Сотрудники больницы видят и чувствуют все эти положительные изменения, поэтому и обратились к нам и к губернатору области с просьбой оградить их от ненужных эмоциональных волнений и помочь прекратить информационную войну.

– Ещё одним проблемным вопросом является ситуация с онкологией в регионе. На заседании правительства области прошлой осенью заместитель губернатора Павел Креков отметил, что онкология остаётся единственным заболеванием на Среднем Урале, из-за которого сохраняется общий рост смертности. Но власти планируют изменить это в ближайшие годы. За счёт чего?

– Несколько лет назад самой большой проблемой в здравоохранении в Свердловской области был рост смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Сейчас нам удалось значительно снизить её, теперь это предстоит сделать и в онкологии. Смертность от онкологии в трудоспособном возрасте за год стала ниже на пять процентов. Это произошло за счёт того, что работающие люди стали регулярно проходить диспансеризацию. Например, если раньше охват диспансеризацией в Екатеринбурге составлял 40–50 процентов, то в 2019 году достиг 90 процентов. Стали рано выявлять болезнь – лечение стало эффективнее.

Надеюсь, что в 2020 году удастся переломить ситуацию, и мы пойдём на снижение смертности от онкологии среди всего населения области. Для этого надо организовывать раннюю диагностику за счёт диспансеризации и профессиональных осмотров, возможно, скорректировать набор обследований диспансеризации. И, конечно, открывать новые отделения и центры для диагностики и лечения онкологических заболеваний. Губернатор подписал соглашение о развитии центра ядерной медицины, и я надеюсь, что в апреле-мае этого года мы откроем центр современнейшей рентгенной хирургии опухоли, которого нет в соседних областях.

В ТЕМУ

В пятницу заместитель губернатора Свердловской области Павел Креков и председатель Законодательного собрания Людмила Бабушкина в ходе рабочей поездки в Богданович обсудили концепцию развития сферы здравоохранения с городским медицинским сообществом. Павел Креков заявил, что будет лично курировать дальнейшую реализацию плана развития Богдановичской центральной районной больницы. В ближайшие два года модернизация учреждения продолжится. В 2020 году основной задачей станет ремонт реанимационного и инфекционного отделений, на что уже выделены дополнительные средства по поручению губернатора.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №18 от 01.02.2020 под заголовком «Для улучшения ситуации с кадрами нам нужно два-три года»
Областная газета Свердловской области